Откуда «растут ноги» у самых расхожих фантастических идей и брендов?
Чем больше читаешь книг, тем больше убеждаешься, что в кино и в литературе то и дело витают одни и те же образы, порой, даже не сильно меняясь.
Давайте посмотрим, с чего все начиналось в мире фантастики?
Халк, Двуликий и Маска
Я не буду брать древние мифологические истоки идей перевоплощения, а начну с фантастики и мистики.
Я уже упоминал о жутковатой истории легендарного Стивенсона – «Странная история мистера Хайда и Доктора Джекила». Историю великого британского писателя поспешили коммерциализировать и превратить в подобие боевика ещё в начале 20 столетия. Хайд превратился из доморощенного тщедушного человечка в монстра, который терроризирует ночной Лондон.
Ничего не напоминает?
Конечно, это и есть прадедушка знаменитого Халка. Но Халк наиболее близко подошёл к своему прототипу, но были ещё несколько вариаций. Кто-то может со мной поспорить, но Двуликого, Маску я бы отнёс к той же теме, что и Халк.
Кроме приключенческой фантастики, образ Мистера Хайда и Доктора Джекила был реализован в семейных комедиях, только история переносилась в 20 столетие, а вместо Хайда учёный превращался в стервозную женщину со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Машина времени
Не буду повторяться, так как подробно об этом устройстве уже писалось на нашем сайте. Рассмотрим только генезис и эволюцию легендарного фантастического изобретения.
И хотя у Уэллса могли быть предшественники, всё же, именно английский писатель является неоспоримым «творцом» загадочной машины времени. Изначально машина не была технически сложным устройством, да и сам роман, кстати, столь не любимый Уэллсом, преследовал далеко не технические цели, а, скорее, был социально-философской драмой.
Через несколько лет машина времени превратилась в целый объект коммерческой эксплуатации и утеряла свой прежний стим-панковский вид, а так же социальную остроту.
Ну и, конечно же, как позабыть «Назад в будущее», «Патруль времени», «Гостья из будущего», «И грянул гром». Машина времени меняет свой облик, но самый динамичный из них принадлежит, конечно, трилогии «Назад в будущее».
Гремлины
Нет, речь пойдёт не о голливудском блокбастере с элементами чёрного юмора, а о забавных существах, портящих аппаратуру в самолётах военных лётчиков, описанных знаменитым английским писателем Р. Далем.
Р. Даль был военным лётчиком. В то время у лётчиков Её Величества бытовало поверие о том, что поломка, причину которой определить сложно, была сделана маленькими существами Гремлинами.
Позже, Гремлины стали более ужасающими и больше напоминали каких-то мутантов из фильмов ужасов.
Флэш и Ртуть
Не знаю, что за кризис жанра в американской комикс- и киноиндустрии, но зачем же так откровенно перенимать персонажей друг у друга. А вообще все эти супергерои и супергеройчики, обладающие умением передвигаться с большой скоростью, банальные паразиты. И паразитируют они на одном из рассказов Г. Уэллса – «Новейший ускоритель».
В рассказе два приятеля употребляют специальный химический состав, дающий им возможность передвигаться намного быстрее, чем способен обычный человек. При этом для них всё замедляется, пока препарат не потеряет своё свойство.
Аквамен
Сложно судить, является Ихтиандр «родственником» Аквамена или нет. Скорее всего, эти два сюжета развивались параллельно и последний менее всего принадлежит к научному кругу. Комиксы про Аквамена стартовали в 40-х и стали неким симбиозом «Русалочки» и историй про Атлантиду.
А вот Ихтиандр А. Беляева – социальная драма, в которой фигурирует индейский ребёнок с пересаженными акульими жабрами. Поэтому история советского фантаста трогает куда больше, чем примитивные сюжеты об Аквамене.
Роботы
Нет, роботов придумал не А. Азимов. Их «отцом» является К. Чапек. И роботы у Чапека не стальные големы, а живые существа, которым отведён короткий век рабской жизни. Эту идею, кстати, переняли создатели фильма «Бегущий по лезвию». Как и у Чапека, роботы в указанном фильме хотят одного – жить. Жить, как это могут делать люди, радуясь жизни, а не прозябая в ней, в качестве бесплатной рабочей силы.
Аватар
Борьба с планетой, на которой каждое живое существо опасный враг было описано ещё Г. Гаррисоном в «Неукротимой планете». Что-то похожее мы найдём и в «Вампирах Геоны» Г. Тищенко. Только эти варианты были куда менее слащавей голливудского, но не самого плохого, фантастического фильма современности.
Побыть богом
Стругацкие были далеко не первыми в отечественной фантастике, которые изобразили мир далекой планеты, с царящими там человеческими страстями и пороками. Попавшие туда люди представляют собой цивилизованное общество, лишённое каких-то ни было предрассудков, с развитой технологией.
Первым был И. Ефремов, а позже и у К. Булычёва появляются схожие идеи – «Подземелье ведьм».
Робокоп
Конечно же, образ Робокопа уникален, однако и у него были свои «родственники» — киборг из Вселенной DC. Правда, никакой социальной темы этот образ не нёс, да и вся яркость комиксного персонажа блекнет перед острой социальной темой первых фильмов о Робокопе.
Хотя последний вариант истории о кибернезированном расстрелянном полицейском ничем не лучше комиксного персонажа из мира DC.
Перечень идей, образов и персонажей далеко не полон. Можно углубиться дальше и рассмотреть Ф. Бэкона с его «Новым Органоном», в котором описан мир будущего, «Город Солнца» Т. Кампанеллы и мн. др.
Так что, присылайте в комментариях свои идеи и замечания по поводу нашей статьи.