Читаю сборник новейшей китайской фантастики. Хороший сборник, хорошие рассказы. Но. Я в фантастике человек искушённый. И, читая этот сборник, да и вообще китайскую фантастику, не могу о делаться от одной мысли. Все это я где-то читал. И дело не в том, что остальные авторы не повторяют чужих сюжетов. Дело не в том, что кто-то лучше, а кто-то хуже пишет. Дело не в сюжете, а в ощущении. Ощущение, что все это я уже читал.
Некоторые авторы да, оригинальны. Кен Лю хорош, необычен, но не забываем что он американец, китайского происхождения. Помните мой спор с одной преподавательницей с кафедры по поводу древности Китая? Так вот при всей своей «древности» у меня ощущение того, что Китай использует протоптанные дорожки. Как и с технологиями. С фантастикой так же. Они оригинальны, по-своему, но читая я то виду откровенное влияние Азимова, то Дика. Так же и в технологиях, и в культуре. При этом Китай на повестке дня. Но кто-то может припомнить китайских актеров? Кроме Джеки Чана? Я имею ввиду популярных. Как голливудских, например? Писателей? Чтобы они были у всех на слуху? Корейское кино, японское аниме и кино. Они давно у всех на слуху. Китайские же у узкого круга ценителей. Китайский язык учить модно.
Но реально вам нужнее английский. Так и с фантастикой. Сейчас о ней говорят, но ощущения самобытности от нее не возникает. Влияния на фантастику целиком у нее нет. Я вот веду блог для китаеведа, пишу часто о Китае. Да, много вещей было придумано в Древнем Китае. Но в Древней Греции тоже, одна это другая культура. Как бы то не говорили поклонники Китая, это разные миры, эпохи. Повторюсь, тогда давайте и Грецию будем причислять к античной, не разрывать исторические эпохи. У них даже письменность не сильно изменилась.
Так что Китай?
Заметили, что Китай и азиаты целиком ничего не придумали такого, что перевернуло бы мир. Они усовершенствовали западные технологии. Китай яркий тому пример. Тоже самое и с фантастикой и с другими культурными явлениями. Ни в кино, ни в книгах,э они не владеют умами. Фантастика их, хоть и хорошая, но в ней нет ничего того, чего я не встречал бы у американцев или у англичан. Здесь ситуация очень схожа с советской фантастикой. Да и вообще с русской фантастикой.
Да и видно, что при всей смелости сюжетов, все же фантасты Китая пишут в рамках дозволенного. Сейчас прочел рассказ Ся Цзя «Лето Тунтун». Откровенно говоря очень идеологически выверенный рассказ. Много технооптимизма. Но Ся Цзя решила явно угодить партии родной. Тут и цитаты Конфуция, с намеком, что он предсказал коммунизм, и весёлый китайский дедушка, распевающий революционные песенки, и старички с их тайцзицюань. Писательница просто все выложила в одном рассказе, чем можно было бы порадовать партию)