Молчаливый бег — технопессимизм и хиппи

Молчаливый бег

В этом фильме есть всё, чтобы стать крутым фантастическим триллером, как «Мир Запада» или его продолжение «Мир будущего». Но «Молчаливый бег», несмотря на свою культовость ничего такого не оставляет после просмотра.

Задумка была неплохая, но не получилось хорошего триллера.

И вот почему.

Начну с того, чем «Молчаливый бег» так запомнился многим из-за нескольких вещей.

  • Главную роль сыграл Брюс Дерн, культовый актёр и друг Д. Николсона
  • Дуглас Трамбулл — один из тех, кто работал над эффектами к культовой «Одиссеи» Кубрика создавал спецэффекты и для «Молчаливого бега»
  • Музыка к фильму создавалась знаменитым пионером электронной музыки  Клаусом Шульцем. Позже эмбиент-группа из Швеции назовёт в честь фильма свою композицию британцы Silent Running Re-Score выпустили свой вариант саундтрека к фильму, а культовая группа Gorillaz даже выпустила композицию, названную в честь фильма.

Задумка фильма, это такая камерная история, разворачивающаяся внутри корабля. 

По сюжету, ботаник и эколог станции, выращивающей в космосе леса, грезит восстановлением на Земле экологического баланса. Его товарище же, не понимают такого стремления товарища. Чем-то лично мне это напоминает ситуацию из рассказа Брэдбери. В нём астронавты, прибыв на Марс развлекаются, пьют пиво, пока один из-них пытается доказать, что они среди руин древнего марсианского мира и это нужно ценить.

Примерно тоже самое, только Фримен Лоуэлл (тот самый эколог) здесь выступает в роли этакого мессии-хиппи.

С Земли поступает приказ возвращаться, а все леса взорвать ядерным зарядом. Объяснений никто не даёт. Космонавты рады новости, они скоро вернуться на Землю, но Лоуэлл в ужасе.

В итоге, он решает отстоять свой лес. Случается драка с одним из рабочих, которого он убивает. Так же он поступает и с остальными двумя. 

Пытаясь спасти лес, он улетает за кольца Сатурна. 

Но все силы напрасны, так как лес начинает гибнуть. Чтобы спасти его, Лоуэлл отстыковывает лесные отсеки, взрывая станцию вместе с собой.

«Молчаливый бег» не зашёл мне сразу.

По порядку поясню почему.

Крутые космические корабли и кетчуп вместо крови

С самого начала бросилась в глаза плохая игра актёров. Все в фильме бесят, включая главного героя. Плохая режиссура, плохая игра актёров. Да, спецэффекты, музыка, да и сценарий, заслуживают внимания. Но при таких возможностях не могли нанести бутафорскую кровь, чтобы это хоть немного напоминало кровь, а не кетчуп. 

С первых кадров всё слишком понятно. Вот он — хороший эколог, а вот они — плохие остальные. Он выращивает дыни, ест их, а они употребляют в пищу синтетические продукты, и считают что его овощи и фрукты воняют.

С пафосом, Лоуэлл говорит, что Земле нужны леса, что их дети не смогут радоваться листочку на ладони. 

При этом один из его коллег говорит, что на Земле зато нет бедности, преступлений и безработицы.

Вот этот момент явно не продуман. Не очень ясна связь. Если появятся леса, значит появится бедность и безработица?

Хиппи в космосе

Не будем забывать, что это начало 70-х, а значит всё ещё бушует мода на хиппи. С одной стороны, пацифизм, с другой — переделанные восточные культы и наркотики. Причудливая смесь, где здравые доводы реализованы в причудливой карикатурной форме.

Лоуэлл мне напоминает такого вот хиппи. Он и ходит часть времени в каком-то грубом балахоне с капюшоном.

Я понимаю, что под лозунгами Лоуэлла о лесе стоит не только озеленение планеты, видимо здесь речь идёт о возвращении первозданности, естественности. 

Популярные хипповские идеи, взятые из нью-эйдж.

Люди лучше, чем показано в кино

Все эти страшилки цивилизованного мира о грядущих катастрофах. Модные сценарии ядерных катастроф, ныне популярные в квазилиберальной отечественной среде. 

Технопессимизм.

Без этого, наверное, волнующего сюжета не получилось бы. 

Но это уже приелось.

Всё же, дело происходит в космосе. Там опытные люди, обслуживающие крупную экосистему, инженеры, да и просто не идиоты. Но выставлены они откровенными дебилами, радующимися тому, что их многолетний труд взорвут. Им всё равно на лес и экосистему на Земле.

Странное видение будущего было у людей 70-х.

Как показала история, с развитием цивилизации, вопросы экологии, напротив, вышли на главную повестку.

Конечно же, угроза экологии имеет место. Вспомним лозунг — «Природа не храм». Потребительское отношение к природе, в нашей же истории приводила к ужасным последствиям. Плановая экономика привела к неграмотному распределению водных ресурсов в Средней Азии, из-за чего произошло осушение второго внутреннего моря в мире. Я говорю об Аральском море.

Но, в прежних столетиях никто бы не вынес проблемы экологии на повестку дня.

Конечно, всё это приобретает далеко не здравые черты. Вспомнить хотя бы эту странную девочку-активиста.

Молчаливый бег — Убить, чтобы спасти

И главный вопрос, а стоило убийства трёх своих товарищей всё это. Да, Лоуэлл спасал Землю, в его понимании.

А Землю ли он спасал?

Мне кажется он спасал свой маленький мир, в котором никого не хотел видеть.

За такое длительное время на станции, никто не поговорил с ним по душам, он не поговорил даже с тем космонавтом, что с ним был дружен. Такая гротеская ситуация, не проработанная, с плоскими персонажами.

Это очень похоже на этическую проблему о том, что смерть одного ребёнка стоит спасения миллионов.

А у меня вопрос, кто дал вам право вообще распоряжаться чьими-то жизнями? Все эти вопросы так легко решаются в пользу миллионов, если это не твоё ребёнок, которому сейчас ты должен сказать, что им пожертвуешь. 

Убивая своего друга, ради леса, возможно ради будущих поколений, Лоуэлл не подумал, что осиротил дочку этого друга.

Хороший гуманизм такой. То есть так он ходит в дырявом балахоне, разговаривает с кроликом, а потом уверенно убивает других живых существ, да ещё и своего вида.

Да и вряд ли партию в покер сможет сыграть рабочий дрон, так же как это делал твой друг.

Кстати, виды станции и костюмы космонавтов потом часто использовались в более поздних советских фильмах про космос.

Читайте другие новые статьи на нашем Дзен-канале.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.