В этом посте я бы хотел разобрать фильмы, которые касаются общей темы искусственного разума и роботов, но при этом они настолько различны, настолько принципиально противоречивы по своему духу, что роднит их только тема роботов и их потенциальная угроза.
Я, робот
И так, первый фильм, о котором просто следовало бы написать, это фильм «Я, робот» 2004 года. Этот фильм был оценен критиками довольно неплохо, если сравнивать, например с тем же «Страховщиком». Однако в нём вы не найдете какой-то принципиально новой идеи, какой-то своеобразной изюминки. Хотя я не могу сказать, что фильм совсем уж плох или неинтересен. Совсем нет. Фильм ярок, динамичен, с определённой интригой и… больше ничего. Уилл Смит, сыгравший детектива Дэна Спунера, не сумел, а скорее всего и не старался сыграть принципиально новую роль. Он просто играл чернокожего крутого парня, который разгуливает по улицам с нескрываемой бравадой, попутно разметая пару-тройку врагов и несколько раз в день спасая мир. Уилл Смит всегда одинаков, что в качестве одного из «людей в чёрном», что в роли лётчика из «Дня независимости» и даже роль Мухаммеда Али с трудом скрывала в нём Уилли Смита.
Ну, а теперь всё же постараемся представить, что это Дэн Спунер, кстати, по своему характеру совершенно не свойственный персонаж для Айзека Азимова. У писателя есть разные персонажи, среди которых можно встретить и глубокомыслящих детективов, и заносчивых вояк, и занудных конструкторов, но полицейский, занимающийся проблемами роботов, у Азимова выглядит совершенно иначе. Спунер же в данном фильме больше напоминает Стальную Крысу Гаррисона, чем персонажа Азимова.
Но вернёмся к Спунеру, который начинает расследовать загадочное дело по убийству доктора Альфреда Лэннинга, ведущего конструктора и теоретика корпорации U.S. Robots. Детектив питает к роботам явную неприязнь, поэтому его нисколько не гложут сомнения, когда в качестве подозреваемого выступает робот. Тем более, что во время одного из допросов робот совершает, поистине, беспрецедентный поступок, который совершенно не идёт ему на пользу. Робот проявляет эмоции, а именно гнев, ударяя стальными кулаками о стол, на котором остаются вмятины. Позднее становится известно, что ненависть к роботам была связана с Тремя законами робототехники. А именно, всему виной автокатастрофа, в результате которой начали тонуть детектив и маленькая дочь дантиста Гарольда Ллойда. Исходя из законов логики, робот отказался спасать девочку, ссылаясь на то, что у Спунера больше шансов выжить, нежели у ребёнка, поэтому целесообразней спасать его, а не девочку.
Но не только это так злило Спунера, ведь он сам, отчасти был «родственен» роботам, так как его рука была заменена на механический протез. В этом просматривается драматизм, перенятый из мультфильма «Полиматрица» — картина в жанре анимэ, в которой главный герой – детектив, наполовину состоит из роботопротезов, что вызывает в нём какой-то внутренний протест и ненависть к разумным машинам.
Ну и всему виной оказывается искусственный интеллект, заставляющий роботов действовать вопреки установленным законам. Это, кстати, также не свойственно Азимову, который выступал как противник гипотезе об агрессии искусственного разума в отношении человечества. Нельзя сказать, что у писателя было всё так радужно, но Азимов никогда так прямолинейно не трактовал поведение искусственного разума в своих произведениях.
Несмотря на то, что фильм претендует на роль экранизации произведений Азимова, дух и сюжет фильма очень далёк от тонко-философских рассказов и романов великого писателя. Неплохой фильм, по меркам Голливуда, но это не Азимов.
Из машины
Как и обещал, полная противоположность предыдущей картине – фильм «Из машины» 2015 года.
Программист Калеб получает возможность провести неделю в доме в горах, принадлежащем руководителю компании (Натану), в которой он работает. По прибытии он узнает, что ему предстоит принять участие в эксперименте с первым в мире искусственным интеллектом. Эксперимент построен на тесте Тьюринга.
Собственно, фильм не динамичен. Он больше философичен, немного затянут, да и при всей интриге, необычной развязке, всё же, чего-то принципиально нового в вопросе роботов и искусственного разума я лично не увидел.
Однако, в фильме много плюсов. В сравнении с «Я, робот», мы видим яркие психологические образы, как людей, так и роботов (кстати, один из персонажей долгое время остаётся этакой тёмной лошадкой, раскрывающейся лишь в конце фильма).
На самом деле, тестом Тьюринга в фильме и «не пахнет», хотя создатели киноленты попытались этот ляп как-то объяснить, но получилось уж больно угловато. Кроме того, остаются не раскрыты мотивы Натана, но это уже выносится на суд зрителя, которому и стоит домыслить, зачем гениальному программисту нужны роботы-женщины, да ещё и с ярко выраженной сексуальностью, искусственными половыми органами.
Но обо всём по порядку. Калеб – типичный стереотипный программист, чья жизнь проходит с компьютерами. У него нет девушки, он посматривает порно-фильмы, мечтает принять участие в крупном проекте. На его слабостях и ловит его циничный самовлюблённый Натан, который, несмотря на такой типаж, всё же вызывает симпатию. Симпатия эта кроется в том, что он отчётливо понимает, на что способен разум искусственной женщины. Можно сказать, это некий кибер-вариант истории о Еве и грехопадении, недаром главную героиню-робота зовут Ава. Натан играет на социальной неполноценности Калеба, объявляя тому, что тот выбран им якобы за некие способности. На деле же, Натан просто желает проверить, насколько его создание, действительно, разумно, насколько способно оно схитрить, чтобы воспользоваться чувствами молодого программиста. И у робота это получается, хотя игра заведомо была не честная. Натан знал о вкусах Калеба и создал облик робота, исходя из порно-профиля, который украл, обшарив поисковики программиста.
Можно сказать, что мы имеем дело не с роботом, а с женским коварством, увеличенным в разы. Наверное, феминистки возненавидели бы этот фильм, если бы поняли, на что намекали создатели. Натан циничен, но он удерживает созданных им искусственных женщин, женщин в квадрате, понимая, на что те способны. Просчитав, что искусственная девушка влюбит в себя программиста, тот не успевает просчитать всю хитрость Калеба, которого считает слишком слабым противником для себя.
Девушка уходит. Она покидает дом Натана, убив своего мучителя и заперев в ненавистной тюрьме юного Калеба.
В итоге оказывается, что только Натан был, по-настоящему, на стороне юноши. Но он погибает и виной тому та самая «пешка», которая в нужный момент превращается в «ферзя».
К необычной сюжету прибавляется и прекрасные картины природы, эко-дома, который находится среди прекраснейших мест. С точки зрения кибернетики интересен взгляд на «мозг» робота. Это совершенно новый подход к пониманию роботов в кинематографе. Роботов без «металлических» мозгов и без программного обеспечения.
Вот такая драма жизни. И даже, имея дело с роботами «Cherchez la femme».