Вот я и добрался до ещё одной экранизации Ф. Дика. В нашем прокате фильм назывался «Час расплаты» и снят он был легендарным мастером боевиков Джоном Ву. Правда, это сыграло и свою негативную роль, слишком я устал от долгих экшн-моментов.
Я писал об «Особом мнении», тут надо заметить, что он сильно выигрывает перед «Часом расплаты».
Как и все экранизации Ф. Дика, «Час расплаты» начинается с курьёза, начинается с ситуации, когда главный герой оказывается в положении, которое выглядит совершенно нереальным и абсурдным. Дик любит экспериментировать, играть с реальностью, с жизнью своих героев. Ситуации, в которые ставит их писатель с первого взгляда выглядят совершенно не рациональными.
Здесь сама реальность, сам смысл начинают варьироваться, водить хороводы. Ещё раз повторюсь, видимо, здесь оказывает своё влияние увлечение Дика наркотиками, плюс к этому сильный интерес к восточной мистике. Однако Дик никогда не превращается в абсурдиста. Вы не увидите откровенной чуши или театра абсурда, но всегда почувствуете тонкую грань, за которой теряется способность главных героев удержать ситуацию под своим контролем.
Что мы видим в «Часе расплаты»?
Мы видим ситуацию отчуждения. Будучи увлечённым коммунистическими идеями, Дик отчётливо показывает феномен отчуждения, то есть когда работник оказывается отчуждён от продукта своей работы, когда то, что он делает, оказывается чем-то чужим, оказывается не его. А в данном случае главный герой, которого сыграл Бен Аффлек (известный по своим, достаточно «умным» ролям и сценариям), жертвует своей памятью, чтобы такое вот отчуждение стало окончательным.
Занимаясь реверс-инжинирингом, он вынужден забывать о тех творениях, которые сам создаёт. Его талант, его, если хотите, гениальность, остаются где-то за бортом, до определённого момента.
Однажды, знакомый бизнесмен предлагает ему большой куш, но за это инженер должен пожертвовать своей памятью, а это целых три года. Три года вполне счастливой жизни, в хорошем доме, с любящей женщиной. Плюс к этому, после стирания памяти, он узнаёт, что отказался от своих акций. Кроме того, вещи, что ему вернули, оказываются не его собственными, но весь парадокс в том, что переслал ему их он сам. Прибавьте к этому интерес к его персоне со стороны ФБР (с которым у самого Дика были частые неприятности) и вот здесь уже получается ребус, который сложно просто так решить. Но ведь недаром, он выслал себе эти вещи, все они – подсказка и помощь.
В целом, критики плохо восприняли картину, если честно, такие вот «умные триллеры» оказались не по силам Джону Ву, здесь нужен был режиссёр иного класса, такого как Спилберг или Кубрик, например.
Скажем так, «Час расплаты» не самая лучшая из экранизаций творений Ф. Дика, но и не самая худшая.