Влияние Ф. Дика на мировую фантастику не переоценить, это уж точно. Скажите, какие идеи американского писателя не повлияли на ту же киноиндустрию? Загибайте пальцы: «Крикуны», «Бегущий по лезвию», «Вспомнить всё», «Особое мнение», «Шестой день», «Человек в высоком замке» и многие другие. Несмотря на проблемы с властями из-за своих коммунистических убеждений, писатель стал легендой американской фантастики.
Непростая жизнь отразилась и на творчестве Ф. Дика. Наверное, самый лучший ключ к пониманию творчества художника или писателя, это его биография, вот с неё и начнём.
Его сестра умерла от недоедания, едва ей исполнился год. Когда Дик подрос, отец часто рассказывал своему сыну о Первой мировой войне, что тоже не могло не повлиять на творчество писателя. В возрасте пяти лет его отца переводят в Неваду, но его мать отказывается уезжать, отчего семья раскалывается.
Филипп остаётся жить с матерью, воспитываясь в обстановке бедности, вызванной Великой депрессией. Отец навещал сына, но когда Филипп уехал с матерью в Вашингтон, он перестал этого делать до тех пор, пока маленький Дик с матерью не переехали в Калифорнию.
Как вспоминал писатель, его первое знакомство с научной фантастикой произошло с журнала «Stirring Science Stories», но писать он начал раньше, сделав собственную газету и, назвав её «Дневник Дика».
Сам Дик за всю свою жизнь умудрился пять раз жениться, написать множество книг. Но его жизнь была не менее остросюжетна и интересна, чем его произведения.
В школе Дик часто болеет, особенно в старших классах. Увы, проблемы со здоровьем так и не оставили писателя, периодически преследуя его. Со временем у него портятся отношения с матерью, отчего фантаст уезжает от неё, поселяясь в коммуне художников-гомосексуалистов. Весной 1948 года Дик знакомиться со своей первой женой Дженет Мерилин, но через полгода расстаётся с ней.
Жизнь продолжает мотать его. Дик работает продавцом в музыкальном магазине, переселяется в квартиру и даже планирует учиться. Записавшись на курсы немецкого языка и философии, Дик начинает активно учиться, но за симпатию к коммунистической идеологии его изгоняют.
Постепенно к неурядицам (из-за убеждений) прибавляется и болезнь. Писателя мучают приступы тахикардии, с которыми он справляется благодаря лекарствам, постепенно впадая в зависимость от них.
Через какое-то время писатель находит свою вторую любовь, молодую студентку – Клео Апостолидес, с которой живёт в старом доме, переполненном мышами.
В 50-х Филипп Дик публикует свой первый рассказ «Далее следует Ваб», но финансовых проблем первые публикации Дика не решают. С самого детства его преследуют проблемы со здоровьем и бедность. К этому присоединяется новая проблема – ФБР предлагает писателю рассказывать о своих единомышленниках. Дик отвечает отказом, отчего спецслужбы начинают всячески портить писателю жизнь. Однако у Дика начинается и светлая полоса в жизни. После того, как несколько журналов раскупает его рассказы, он увольняется из магазина, сосредотачиваясь на своём творчестве.
Желая улучшить «производительность», Дик начинает употреблять наркотики. Это пришлось как-раз на 60-е, переполненные всевозможными наркотическими веществами и модой на психоделику. Наркотики сказываются на творчестве писателя, придав ему оттенок безнадёжности и запутанности. К наркотикам прибавляются проблемы в семье, и это тоже оставляет отпечаток на творчестве писателя, отражаясь в сценах предательства или ссорах главных героев с жёнами.
Мрачное детство и расшатанные наркотиками нервы наводняют личную жизнь писателя хаосом и постоянными нотками истерических срывов. Вместе с тем, Дик не превращается в оголтелого психопата, творя шедевральные фантастические романы и повести. Но здравомыслие в итоге, всё же, отказывает великому классику. Он жениться в пятый раз- А однажды, мучаясь от зубной боли, употребляет непомерное количество таблеток. Дик остаётся жить, но, по его словам, к нему нисходит нечто сродни сатори, после которого, он «понял, вообще всё»! Что именно понял Дик, сказать трудно, но такой крутой поворот отражается на его творчестве, ознаменовавшись невероятной мешаниной в произведениях писателя, состоящей из эзотерики, психоделики, религиозных доктрин. В итоге Ф. Дик и вовсе теряет связь с реальностью, порывает с фантастикой, и уходит в мир каких-то полурелигиозных размышлений. Всё это нашло отражение в трилогии «V.A.L.I.S.», в которой он пытался свести воедино все свои суждения о мире, боге и душе. Но трилогия осталась незавершённой, так как, пытаясь найти очередное вдохновение, Дик принимает чрезмерную дозу амфетаминов и умирает.
Великий гений американского писателя оказался в плену жизненных неурядиц и наркотиков. Но, несмотря на это, Дик неповторим, хотя не всегда понятен. Его стиль невероятно многогранен и ярок. Его по праву можно назвать отцом-основателем психоделической фантастики. В его произведениях всё переплетается, всё играет и меняется ролями. Порой, даже сам главный герой не может понять, кто он: человек или андроид, возможно, это уже перестаёт понимать и сам автор.
Хотя Дик и неповторим, сложен, многогранен, он часто повторяется в своей тяге обезнадёжить жизнь главных героев. Его сюжеты никогда не заканчиваются хорошо, так как вся жизнь писателя была сплошным скандалом и страданием. Свои страдания он перенёс и в свои романы, сделав мир своих героев навсегда окрашенным в чёрно-серые тона.
Возможно, я слишком мрачно описал творчество Дика, но он, на самом деле, непростой писатель, непростой в первую очередь для читателя. Порой, его своеобразие зашкаливает настолько сильно, что начинаешь задаваться вопросом, а всё ли так плохо в этой жизни.
Всё же, запавшие в душу страдания простых граждан в 20-е годы в американском обществе, проблемы в семье, не причина всё творчество окрашивать в мрачные тона.
Но в этом весь Ф. Дик, в этом его талант и он, всё же – прекрасен.