Недавно увидел неплохой документальный фильм об «Оттепели». Противоречивая эпоха, но она дала возможность для зарождения отечественного андеграунда и, что для нас главное, фантастики.
60-е дали возможность появиться таким именам в отечественном искусстве как: Роберт Рождественский, Илья Эренбург (с названия его повести и началось обозначение целой эпохи), Александр Солженицын, если говорить о фантастике, то это Иван Ефремов, Анатолий Днепров, братья Стругацкие и др.
Конечно же, «Оттепель» Хрущёва не преследовала цели сделать из СССР свободную страну, меньше всего тогдашний генсек думал про права человека или развитие искусства. Просто страна стояла на грани катастрофы: уничтожение интеллигенции, голод, война, отсутствие банальных прав и элементарных удобств в жизни человека. К тому же Хрущёву нужно было на кого-то опираться, чтобы победить сталинскую номенклатуру. Этими точками опоры стала армия, во главе с Жуковым и интеллигенция (то, что от неё осталось).
Правда и первого и вторых, Хрущёв потом загнал то в подполье, то на политические задворки, но это другой разговор.
Для миллионов советских людей «Оттепель» стало возможностью ощутить, что такое жить, а не «выживать». Ощутили это и писатели, художники. Но не всё так было радужно, скажем сразу, но это уже вопрос политики, а мы говорим об искусстве.
«Оттепель» до «оттепели»
Развенчивание «культа личности» Сталина, международные молодёжные фестивали, разрешённые виды и жанры в искусстве.
В советской литературе появляются первые не номенклатурные произведения, у памятника Маяковского собираются поэты, позже диссиденты, в кино появляется первое кино со смыслом, а в литературе зарождается sci-fi.
Вы спросите, разве только в 60-х?
А до «оттепели» много кого из фантастов вы сможете припомнить? Собственно, советская фантастика, это «фантастика ближнего прицела».
Первые годы советской фантастики, это что-то совсем унылое, её главное задачей было популяризация советской науки и техники. для «фантастики ближнего прицела» характерны подробности к техническим моментам, но слабая проработанность психологических и художественных моментов самого текста и главных героев.
В 60-е начинает закладываться фундамент, только фундамент отечественной фантастики, как полноценного литературного жанра. Первые попытки как-то добавить «психологии» были у Ефремова, у Стругацких, у Днепрова.
Повторюсь, «оттепель» дала возможность советской фантастике как жанру «повзрослеть». Правда плоды будут видны только к 80-х, но это уже будет что-то мрачное, выросшее на почве несбывшихся надежд у «шестидесятниках».
Повторюсь, именем эпохи стала повесть Ильи Эренбурга, вышедшая ещё в 54-м. Но через два годы с трибуны легендарного XX съезда о переменах объявят официально. «Оттепель» пробыла не долго, официально до 62 года, когда Хрущёв разнёс выставку в Манеже.
Советская фантастика после «Оттепели»
Повторюсь, мрачные темы Стругацких родились как разочарование в надеждах 60-х. Хрущёв согнал интеллигенцию в подполье, Брежнев начал её помещать в психлечебницы, выгонять из Союза.
Оптимистичная фантастика Ефремова, тех же Стругацких, к 70-м исчезает. Стругацкие начинают писать сатирические произведения, высмеивающие советские научные институты, а потом и вовсе перешли в антиутопии.
Вырваться за пределы «ближнего прицела» смогли лишь единичные советские авторы. Тех, кто писал в «не формате», например, тот же Днепров, испытывали давление Союза писателей. Даже Стругацкие попадали в немилость, в том числе и Ефремов отзывался критично о некоторых их произведениях.
С другой стороны, в эту эпоху, сразу после неё появляется даже фантастическая сатира, вроде фильма «33» 1965 год, «Человек из ниоткуда» 1961 года и др.
И самое главное, все мы помним космические достижения советской науки. космическая эра не могла не отразиться в искусстве во всём мире. Надежда на то, что мы вот-вот вырвемся за пределы Земли, мы станет свободны не только в политическом плане, но и в физическом, находила своё отражение в произведениях художников, писателей. За полётами спутников, за полётами человека в космос следили пристально, следили целыми семьями. Фантасты тогда были востребованы. Это была ещё и эпоха первооткрывателей, покорителей, поэтому и герои в произведениях становились этакими Колумбами космической эпохи.
Что дала «оттепель» для отечественной фантастики?
Если в литературе какие-то интересные вещи проскальзывали, то киношная фантастика была, да и оставалась до 80-х в рамках детско-юношеских тем.
«Оттепель» дала возможность:
- Узнать об иностранных веяниях.
- Начать писать фантастику, в целом, полноценную, хоть и под гнётом цензуры, но не так как в сталинские времена.
- Экспериментировать с персонажами, жанрами.
- Разочарование. Разочарование в том, что не сбылось. Никакой свободы творчества никто не получил. Фантасты снова вынуждены были вернуться к протоптанным тропам победы советской науки, к переигрываниям тем борьбы с фашизмом «Парень из Преисподней», «Глиняный бог», демонстрации пороков капиталистического общества «День гнева», «Планета бурь» (сцена с роботом) и др.
Две «оттепели»
60-е и 80-е дали второй шанс советскому искусству и советской фантастике. если в 60-е научная фантастика начинает зарождаться как полноценный жанр, то в 80-е, она этим жанром становится, в более полноценном виде.