Английская фантастика — факторы развития (краткий экскурс)

Стимпанк

Почему  в английской литературе фантастика зародилась одной из первых?

Конечно, дело вкуса, но будем объективны, в фантастическом жанре чаще всего мир ориентировался на образы и литературные приёмы, которые придумывали французы и англичане. Это нисколько не ставит под сомнение самобытность русской, немецкой или латиноамериканской литературы, но в фантастике англичане, американцы и французы преуспели больше остальных.

Всё дело в быстром экономическом и культурном развитии.

Франция, Англия, это первые гражданские права и борьба за них, крупнейшие философские умы. Англия, это великие географические открытия, первый либерализм, демократия.

Но давайте рассмотрим по порядку, что так могло повлиять на формирование фантастического жанра в англо-американской культуре (поговорим пока о ней):

  • Промышленность и экономика. Торговля и открытия диктовали необходимость развивать технологии, в том числе и для мореплавания. А мореплавание — это ещё и знания математики, астрономии, в инженерном деле. Чтобы быть мощной экономической державой, нужно поддерживать и развивать новаторские идеи в науке и, в принципе, ориентироваться на всё инновационное (жаль в России пока к этому никак не могут прийти).

И, как следствие, другой фактор.

  • Развитие науки и технологий. Пока в России власти пришли к пониманию необходимости отмены рабства крестьян (будем называть вещи своими именами, «крепостным правом» рабство называют только у нас), в Англии уже открылась новая ветка метро. Фантастика всегда зиждется на технологиях и развитии науки (о фэнтези мы не говорим).
  • Соответственно, развивается образование, грамотность, антиклерикализм.
  • А значит и гражданское общество, понимание прав и свобод, ослабление роли государства.

Таким образом, личные свободы, гражданское общество, расширение кругозора, грамотности и науки сделали возможным развитие научно-фантастического жанра.

В Штаты сильная литературная традиция в области фантастического жанра уже пришла вместе в английскими переселенцами и колонизаторами.

P.S. Конечно, Гоголя или Маркеса с Борхесом некоторые считают некой разновидностью фантастики, но тогда можно и Рюнэскэ Акутагаву отнести к фантастам, и Платонова с его «Чевенгур», и Салтыкова-Щедрина.

Давайте не будем спекулировать жанрами и называть вещи своими именами.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.