В отличие от предыдущих постов, посвящённых ретро-фантастике, этот не будет «свободным плаваньем по волнам памяти». Здесь будут упоминания о фильмах и мультфильмах разных эпох, которые, на мой взгляд, с которым, я думаю, многие согласятся, перевернули представление о привычных поп-образах.
Увы, в том же Союзе, несмотря на любовь к фантастике в массах, к ней относились несерьёзно, относя к детской литературе. Это её часто спасало, делая удобной для острых тем, с другой стороны – хоронило под стереотипом – «несерьёзный» жанр.
Великий и ужасный – кормчий всея Руси Сталин и вовсе вынес своё вето фантастике, записав её во вредные для счастливой советской жизни явления.
Не однозначно к ней относились и за рубежом, что уж тут говорить.
Но жанр выжил, правда, всё время балансируя между массовостью и элитарностью.
И вот о такой грани, между поп-культурой и элитарностью, мы и поговорим.
Полёты в космос и на другие планеты
На самом деле, тема путешествий на другие планеты, в космос не была только развлекательной. Часто она упоминалась в философских сочинениях, либо в острой социальной сатире. Наверное, это один из первых фантастических сюжетов, который получил популярность в мировой классической (именно классической) литературе.
Мы встречаем путешествие жителя Сириуса и его компаньона с Сатурна на Землю у Вольтера в «Микромегасе», описание жизни лунных городов у Сирано де Бержерака в «Государстве Луны», к лунным темам обращается и Распэ, посылая туда Мюнхаузена, бегущего из турецкого плена. Более серьёзные описания лунных посещений мы находим, даже не у Жюля Верна, хотя он и был новатором, но не учитывал многие физические законы, а у Циолковского и, конечно же, у Уэллса.
Затем путешествия в космос становятся более развлекательным приёмом, более футуристичной эстетикой. Ну и снова из забавной игрушки, они становится чем-то более философским, как в «Марсианине» или в «Интерстеллар».
Роботы
Изначально, роботы тоже не относились к поп-культуре, а носили тот же смысловой эффект, что и репликанты у Дика. Всё началось с остросоциальной пьесы Чапека «R.U.R.», а затем уже, в виде механических големов они перекочевали в массовое сознание.
По-настоящему тему роботов «вытащила» из рамок громоздких железяк – японское анимэ, ну и вслед за ним человекообразные роботы, биороботы заставили взглянуть на них как на нечто ужасающее, но равное человеку.
Для нас всё началось с таких картин как «Терминатор», «Чужой», «Киборг», «Робокоп», «Бегущий по лезвию», и уже потом более философские вопросы стали озвучиваться в картинах о роботах в «Призраке в доспехах», «Аниматриксе» и пр.
Супергерои
Я бы продолжил — и комиксы. Изначально, вряд ли кто мог бы подумать, что комиксы смогут будоражить ум не только детей и прыщавых подростков. Конечно же, многим мы обязаны Стэну Ли, который не просто произвёл в них революцию, который создал совершенно новый дискурс, привнеся в комиксы, по истине, шекспировские страсти.
Какие наиболее популярные франшизы смогли перерасти свой инфантилизм:
— фильм «Черепашки-ниндзя» 1991 года стал настоящей революцией в историях про черепах-мутантов. Правда, последующие части снова вернулись в откровенный идиотический образ и уже ближе к нулевым ситуация снова улучшилась, но только в анимационных вариантах, кино так и продолжает «сливать» бедных черепашек в какую-то клоаку безвкусицы.
Фильм же 91-го года получился таким озорным, с минимумом комиксных персонажей (только сами черепахи и их учитель). И напоминал он больше неплохой боевик 80-х, где есть реалистичные драки, юмор и много драйва.
— Бэтмен. Вот с ним всё очень не просто. Опять же, Бёртон в начале 90-х создаёт уже более жизненный образ этого героя, привлекает культовых актёров к ролям, создаёт шикарную нео-нуарную эстетику, но затем фильмы про Бэтмена снова скатываются в какую-то мешанину поп-эстетики. Радуют анимационные картины, в том числе жутковатая социальная драма по романах Миллера (к слову, по нему же создавалась, вполне удачная, третья часть «Робокопа»). И, наконец, миллеровский образ Тёмного рыцаря воплощается в знаменитой трилогии нулевых, с непревзойдённой второй частью, в которой блистает Джокер.
— всё так же не просто с персонажами Marvel, которые метались от откровенных дешёвок, до вполне стильных вещей как сериал «Человек-паук» 1994 года или сольных проектов о Логане.
На сегодняшний день большой вклад в «офилософствование» образов супергероев внесли сериалы Netflix, с этим трудно поспорить, если вам приходилось видеть «Титанов», «Героев» и пр.
Сказки и народные поверья
Вот о чём точно никто бы не мог подумать, скажем так, в первой половине 20-го столетия точно, так это то, что бабушкины сказки и сказания превратятся в настоящую индустрию, да ещё смогут тягаться с классическими произведениями.
На арену выходит Толкин, вслед за ним появляется Урсула ле Гуин, Мартин. Фэнтези захватывает умы, превращается из сказаний Средиземья и борьбы с мировым злом в тонкую политическую борьбу за Железный трон.
Вместе с фэнтези классическим, появляются его вариации окунающие героев в урбанистический мир: «Горец», «Ворон», «Карнивал Рой» и многие другие.
На сегодняшний день нет, да и никогда не было, четких граней жанра. Делать классификацию по жанрам, вообще – Сизифов труд, по сути, да это и не нужно. Можно отнести ту же «Машину времени» к хронофантастике, но этот жанр появился позже, а до этого её относили просто к научной фантастике, потом к утопии и антиутопии.
Более того, недавнее заявление Мединского о том, что комиксы читают только дебилы, говорит лишь о непросвещенности в этом вопросе министра пропаганды, так как существуют исторические комиксы. Мне даже приходилось читать социальный комикс о жертвах ГУЛАГа и это было очень сильно.
Здесь затрагивает, конечно, главный вопрос: элитарность или понятность искусства.
Все поп-образы, рассмотренные выше, доказывают, что чёткой грани нет. Новый «Джокер», это поп-арт? А может арт-хаус?
Я не знаю. Да и какая разница.