«Сияние» вряд ли тянет на фантастический фильм, но так как рамки жанра всегда расплывчаты, да и писали мы о таких мастерах мистики и саспенса как По или Лавкрафт, поэтому пропустить это творение Кубрика я не смог.
Экранизация романа Стивена Кинга, не признанная самим мастером ужасов. Кинг посчитал «Сияние», одной из худших экранизаций своих произведений, даже отказался участвовать в рекламной компании фильма, а позже обвинил Кубрика в том, что тот не имеет представление о жанре ужасов.
Тем не менее, несмотря на негативные отзывы, сразу после выхода, «Сияние» стал одним из наиболее выдающихся и влиятельных картин XX столетия. В прошлом году фильм «Сияние» был включён в список для сохранения в Библиотеке конгресса США.
Давайте разберёмся почему «Сияние» стал одним из лучших фильмов ужаса ушедшего столетия (подробнее о рейтингах фильма)?
Фильм жутковат. Он не страшный, но именно этим и берёт. В нём нет переизбытка мертвичины и расчленёнки (их там вообще нет, если не считать разложившуюся старуху), от которых становится больше смешно, чем страшно. А вот «Сияние», начиная от музыки, мрачных пейзажей, ужаса на лицах главных героев, сразу окунает в состояние какой-то жути.
Как и любое произведение Кинга, «Сияние» не зацикливается просто на ужасе. В этом и фишка писателя, экранизаций его произведений. Просто ужас, как самоцель, мистика, страх, это тупиковое развитие событий. А вот если он как антураж, а главное совсем в другом, например, в наиболее бытовом, тогда сюжет приобретает более понятные и близкие очертания. Стивен Кинг всегда пишет о простом американце. О простых американских стереотипах, нуждах, страхах. Это как гоголевский «Вий», построенный на выдуманной писателем мифологии, зиждившейся на сельских суевериях и страхах. Но как они близки многим, кто слышал бабушки басни про колдунов и ведьм, пронизывающих детское сознание.
Так же и Кинг находит отголоски детских страхов, стереотипов, которыми было пронизано детство американца. Но, судя по его популярности, люди во всем мире куда более схожи, чем нам кажется.
Экранизации Кинга, зачастую, оказываются даже лучше оригинала. В случае с фильмом «Сияние» Кубрик ориентировал сюжет не на мистическое воздействие индейского кладбища, а на сумасшествие главного героя.
А самое главное. Я много написал о том, что ужасы Кинга, это всегда больше, чем просто ужасы. Про «Сияние» могу сказать то же самое, так как кроме вендетты индейских духов, в случае с книгой и сумасшествия главного героя, в случае с фильмом, мы видим очень важную проблему семей во многих странах мира.
Я говорю о домашнем насилии.
Очень многие сталкиваются с ним, особенно в патриархальных обществах или в обществах, ориентированных на религиозную добродетель. Но подобное насилие не исключение и в более развитых странах. Я бы даже сказал, что с учетом недавних событий в России, а именно, с декриминализацией домашнего насилия, «Сияние» становится актуальным вдвойне.
Фильм заставил обратить внимание общественности на эту проблему, которая вроде бы не является табу в развитых странах, но как бы меркнет на фоне всех прочих проблем. Чаще всего, по психологическим причинам, так как часто женщины: жены, сестры или матери, терпят его из-за привязанности к субъекту насилия, дети, из-за страха перед ними.
«Сияние» раскрывает непростые темы, но что парадоксально, сама работа над фильмом тоже шла нелегко. В какой-то момент она даже остановилась, после «Барри Линдона», к тому же, Кубрик работал ещё над одним фильмом, в течение уже пяти лет.
Режиссёр долго искал подходящую для экранизации книгу. Говорили даже, что Кубрик после прочтения несколько десятков страниц, бросал одну за другой книги о стену. Всё изменилось, когда в руки режиссёра попало «Сияние» Стивена Кинга.
Возникла проблема и с главным героем. Несмотря на то, что Ян Харлан во время кинофестиваля в Санкт-Петербурге в 2014 году, утверждал, что Джек Николсон (сыгравший главного героя – Джека Торрэнса) был единственной кандидатурой на фильм, известно, что сам Кубрик рассматривал такие кандидатуры как Роберт де Ниро (понравившегося по своей роли в легендарной ленте «Таксист») и Робин Уильямс (которого увидел в сериале «Морк и Минди»).
В итоге, обе кандидатуры были отвергнуты самим же режиссёром, так как в первом не хватало «психованности», во втором, ее было слишком много.
Сам же Кинг был против Николсона, в качестве кандидата на главную роль, и предлагал Джона Войта или Майкла Мориарти.
Не просто складывалось с поиском актрисы на главную роль. По мнению Кинга, предложенная на главную роль Шерли Дюваль слишком выглядела повидавшей виды для роли Венди, которая представляла собой типичную блондинку.
Многое Кубрик изменил и в описании места, в котором происходят события. Во-первых, вместо кустов-животных, двигающихся, когда на них не смотришь, режиссёр поместил большой лабиринт из живой изгороди.
«Сияние» — интересные художественные приёмы:
- На листах бумаги Джек печатал много раз одну и ту же фразу: «All work and play makes Jack a dull boy» — «Сплошная работа и отсутствие развлечений превращает Джека в зануду».
Но специально для неанглоязычных стран, Кубрик печатал другие варианты этой фразы, но со временем, во всех изданиях, осталась англоязычная версия - «Сияние» стал одним из первых фильмов, в котором используется система Стабилизации камеры «Стэдикам». С её помощи сняты многие динамические кадры в фильме. В съёмках принял участие изобретатель данной системы – Гарретт Браун
- Почти все кадры, в которых принимает участие Дэнни, сняты «от бедра», чтобы камера оставалась на уровне глаз ребёнка.
«Сияние» стал, своего рода революционной картиной, как с технической, так и с художественной стороны.
Как стоит смотреть «Сияние»?
Уж точно, эта картина не для семейного просмотра. Этот фильм для одиноко просмотра, в тишине, в сумраке, в одиночестве. Я начинал смотреть его неоднократно, но всё время не шло, как говорится.
Скажу откровенно, «Сияние» меня не проняло, но чем-то всё же, зацепило. Фильм, правда, необычен, плюс к этому в нём прекрасная актёрская работа.
Да и, в целом, «Сияние», это тот фильм, который нужно в жизни посмотреть.