Бок о бок с фантастикой всегда шли такие жанры, как мистика, детектив и триллер. Если разобраться, то у мэтров фантастики всегда присутствовали элементы детектива, хоррора, мистики. Возьмём один из самых притягательных «ужастиков» начала 20 столетия – «Остров доктора Моро». Г. Уэллс смог уместить на страницах своего романа и социальную драму, и психологический триллер, и классику будущих «ужастиков».
Но рассмотрим тех, кто писал на грани фантастики и мистики, фантастики и хоррора.
Эзотеризм и социальный пессимизм
Лавкрафт. Не признанный при жизни гений оказал влияние на мировую культуру. Многие авторы писали под влиянием произведений Лавкрафта, многие рокеры использовали созданные им образы в своей музыке. Стиль Лавкрафта граничит с классической научной фантастикой и откровенной мистикой. Сам писатель был одержим эзотерическими идеями, вроде пребывания в прошлом на Земле сверхразумных гигантов. Впрочем, тогда было бурное развитие теософии и спиритизма.
Кафка. Грустный гений. Или гений социального пессимизма. Чехия – страна с сильной литературой, вспомним того же Чапека, Вайса. Кафка, конечно же, не фантаст и не мистик. Можно отнести его жанр к мистическому реализму, но нельзя отрицать его влияние на мировую литературу, в том числе на фантастику. Некоторые моменты из творчества Кафки, в более сатирическом русле можно увидеть у Шекли.
Эдгар По. Его по праву считают первооткрыватель в жанрах фантастики и детектива. Но многим он запомнился по своим произведениям, которые можно было бы назвать «триллером». Мистика, триллер, хоррор, фантастика, детектив, — всё это сплетено в творчестве По. Наверное, у него нет того, что сегодня бы не использовали современные писатели, режиссёры, актёры в своём творчестве.
Гастон Леру. Автор легендарного «Призрака оперы» не задумывал свой роман, как фантастику или как слащавую мелодрамку. Отчего-то классический детективный триллер превратился в наше время в совершенно иное, нежели был в самом начале. И хотя, фантастики в этом романе нет, но общий дух, некоторые элементы были позаимствованы фантастами. Да и сам стиль Леру, в котором написан «Призрак» часто использовался многими авторами. Напомню, в самом начале, роман написан в виде газетных заметок.
Мэри Шелли. Франкенштейн и его чудовище. История, без которой невозможно представить культуру 20 столетия. Столько вариаций, по сути даже и не фантастического, и не мистического романа. Сложно определить жанр её произведения, это всё сразу из перечисленного и сразу же ничего из этого.
Рационализм и футуризм
Вряд ли кто поспорит с тем, что у Г. Уэллса присутствовали черты «ужаса» и «триллера». Я бы сказал, что самые «хитовые» произведения английского мэтра основаны на «триллере». С каким ощущением вы читали «Человека-невидимку» или «Остров Доктора Моро»? Жестокость в них переплетена с утончённой философией, а ужас с социальной драмой. А схватка с морлоками? Или бегство от жителей Луны, а спасение от марсиан.
Советский Уэллс. Беляев использовал похожие литературные приёмы. История профессора Доуэля, слон с пересаженным мозгом человека, благородный Ихтиандр, а американский актёр, изменивший своё лицо. Всё в творчестве Беляева переплетено с каким-то утонченным хоррором. В подобном русле в СССР писал разве что А. Днепров. Особенно притягателен его «ужастик» «Глиняный бог», в котором главному герою приходиться спасаться от генетически измененный людей.
Поэтический ужастик
Р. Брэдбери. Это настоящая поэзия в прозе, настоящее упоение жизнью, даже самыми её мрачными красками. Но вспомните его «Маленького убийцу», «Что-то страшное грядёт», «Канун всех святых». Брэдбери даже ужастик превращает в прекрасную поэзию. С какой жадностью ты вгрызаешься в строки, пытаясь понять, действительно ли, аленький ребёнок, только вышедший из утробы матери, является порождением зла или это сумасшествие родителей привело к параноидальным страхам.
Король страха
Я долгое время не понимал и не принимал Кинга. Возможно, я и сейчас не до конца понимаю секрет его успеха. Но, после нескольких попыток перечитать его рассказы, я наконец ощутил «всю соль». Кинг всегда пишет о простом. И пишет просто. Жизнь его героев, это жизнь простых американцев. Это жизнь простой Америки с её страхами, с её стереотипами. Кинг, в первую очередь мистик, но у него есть романы, написаны в жанре реализма, есть и фантастика. Он никогда не пишет в каком-то одном жанре, подобно Уэллсу, Брэдбери.
Перечень, конечно же, неполный, тем более что многие мэтры той же фантастики совмещают самые различные жанры. У них могут превалировать фантастика, но сюжет будет развивать в мистическом направлении или стать детективом.