Палеоконтакты – случаи общения инопланетян с землянами во времена, когда земная цивилизация находилась преимущественно на первобытной стадии общественного развития. В эти доисторические времена, никто, кроме самих пришельцев не сумел бы чётко и документально зафиксировать факты контактов культур разнящихся настолько, что у аборигенов зачастую не находилось даже соответствующей терминологии для понимания и описания техники, занятий и особенностей быта инопланетян. Однако то ошеломляющее впечатление, что наверняка производили пришельцы, не могло не оставить хоть малейший след в культуре хотя бы некоторых из земных народов.
«Если мы обратимся к сказаниям и легендам седой старины, то заметим странные совпадения в легендах стран, разъединённых между собой океанами и пустынями. Это совпадение заключается в том, что во многих легендах говорится о посещении Земли в незапамятные времена жителями иных миров», — писал советский профессор Н. А. Рынин в 1930 году.
С одной стороны, в преданиях африканского племени догонов сюжеты не только именно таковы. Но и содержат в себе некоторые астрономические данные, какие совершенно неожиданно подтвердились современными астрономами. Ясно, с чьей «подачи» такая информация преодолела толщу времени. С другой стороны, не исключено, что появление инопланетян в древности могло быть зафиксировано под именами богов, героев, сверхъестественных сил. На эту мысль наводят некоторые из шумерских мифов и отдельные живописные фрагменты из «Махабхараты».
В романе С. СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАКА «Иной Свет, или Государства и империи Луны» житель Солнца заявляет представителям землян: «Вы, несомненно, слышали о нас. Ведь это нас называли оракулами, нимфами, духами, феями, вампирами, гномами, наядами, инкубами, привидениями, тенями и призраками». Несмотря на наличие лучших земных умов, человечество в целом показалось пришельцам с Солнца невежественным, и они потеряли всякий интерес к земной цивилизации. Нам тоже за исключением немногих специалистов в принципе неинтересно копошение муравьёв в муравейнике и в его окрестностях.
Эстафету заочной дискуссии о палеоконтактах подхватил один из героев романа Ж. ВЕРНА «Вокруг Луны», объясняя отсутствие прямых и косвенных следов посещения нашей планеты. Он посчитал, что космическое средство передвижение инопланетян могло запросто потеряться в океанской пучине или в одной из глубоких горных расщелин. Такой подход предполагает аварию, после которой чудом выжившим пришельцам не удалось бы воспользоваться преимуществами своей техники. На первое место у пришельцев встала бы проблема собственного выживания; в лучшем случае они занялись бы просветительской деятельностью среди аборигенов в обмен на признание их равноправия. Ни того, ни другого не получилось у негуманоидов в рассказе Ж. РОНИ-старшего «Ксипехузы», где прашумерские племена, в конце концов, объявили им беспощадную войну.
Другое дело, когда пришельцы умышленно уничтожают все следы своего пребывания. Но в «минуты слабости» не могут не подарить кому-нибудь из понравившихся аборигенов, к примеру, велосипед. Так зародился мифологический образ быстрого Гермеса (В. БЕРЕСТОВ «Алло, Парнас!»)
Некоторые пришельцы предпочитают скрытно дожидаться будущих времён, более подходящих для контактов, сохраняя себя, скажем, в анабиозе (Г. ГОР «Мальчик»).
В рассказе З. ДВОРАКА и Р. ДАНАКА «Странный падающий камень» древний охотник сокрушил инопланетный разведывательный аппарат, и те, кто послал автоматического разведчика, на основе только этих полученных данных впопыхах решили, что жизнь на Земле невозможна из-за слишком высоких давлений. Это, конечно просто анекдотическая и невероятная ситуация, поскольку измерения внешних параметров планеты начинаются ещё задолго до посадки. Но не выглядит шуткой мысль А. КЛАРКА о том, что предания о палеоконтактах сохранили другие братья по разуму («Остров дельфинов»).
Не все автоматические посланцы извне одинаково безвредны. В повести Т. БИСОНА «Агнеты Чарли» первобытные люди были вынуждены насмерть бороться с инопланетными роботами, запрограммированными на уничтожение потенциально разумных видов земных существ. По мнению пришельцев, способность выжить под воздействием такого смертоносного фактора означала гарантию эволюционного развития. Спорная метода привела к появлению человека, сначала прямоходящего, затем умелого, наконец, разумного, но…не умудрённого!
Истинная же мудрость более развитых участников палеоконтактов заключается не в том, чтобы «потянуть за уши» зародыши местной цивилизации, а в том, чтобы найти хитроумный способ, не позволяющий аборигенам догадаться о таких случайных либо намеренных попытках.