– Итак, господа, здесь есть тот самый монстр, которого создал мой горячо любимый прапрадедушка, Виктор Франкенштейн. Он скомпоновал его из кусков трупов, добытых в анатомических театрах, частей тела покойников, только что погребенных на кладбище, и даже из расчлененных туш животных с бойни.
Г. ГАРРИСОН «Наконец-то правдивая история Франкенштейна».
В романе М. ШЕЛЛИ это несчастное создание, наделённое разумом (и душой?) осознаёт, что ему нет места в мире обычных людей.
Образ детища Виктора Франкенштейна оказался настолько колоритен, что иногда становится задействован другими авторами ужастиков. А в рассказе «Наконец-то правдивая история о Франкенштейне» Г. Гаррисона утверждается, что монстр изначально был обыкновенным зомби.
В романе «Франкенштейн, или Новый Прометей» (1818) М.ШЕЛЛИ представила не просто ужасающего монстра, собранного продвинутым студентом Франкенштейном из фрагментов мёртвых тел. С религиозной точки зрения, здесь предупреждение о том, чем может обернуться посягательство человека на лавры Творца. Нам ближе другой аспект: ШЕЛЛИ провела потрясающе точную грань между наукой и моралью. Наука – путь познания мира. Душа – символ непознаваемого в человеке. Наука, отрешившаяся от морали, обречена создавать чудовищ.
Мы отказываем в душе извергам и изуверам, потому что в их жестокости нет нравственной тайны. Они – как камни, чей химический состав, структура и форма могут быть точно определены и воспроизведены. А душа – это средоточие добра, нравственной силы, которую Существо, собранное из мертвой плоти, не нашло в себе – и попыталось найти ее вне себя… Ужасное детище сбежало от своего создателя, сполна ощутило жестокость толпы, в страданиях обрело способность говорить – и вернулось к Франкенштейну, чтобы призвать его к ответу и потребовать для себя душу. Задача непосильная даже для самого одарённого из людей.
Но – вот удивительное дело – «биоробот» со временем отчего-то обрёл фамилию своего создателя и сам стал именоваться Франкенштейном. И закружилось… Существует множество коммерческих экранизаций и «продолжений» этой истории, где мысль об ответственности учёного отошла куда-то на третий план. Франкенштейн обрёл молодость, влюбился, женился, стал отцом, стал демоническим обитателем ада, но предварительно кого-то прокляв при жизни.
Мало того, Франкенштейну довелось вступить в несколько единоборств со злодеями земного, неземного и внеземного происхождения. Разные «весовые категории»? По версии Г. ГАРРИСОНА («Наконец-то правдивая история Франкенштейна»), наш герой и сам зомби и доставлен из Африки.
А в рассказе Р. ШЕКЛИ «Игра с телом», благодаря успешной замене органов, поставленной на коммерческую основу, все люди имеют шанс стать хоть немного Франкенштейнами…
Обратите внимание на нашу статью о книге «Франкенштейн» от Мэри Шелли.
Как видно, Франкенштейну довелось побывать в разных ситуациях уже после смерти. Возможно, имеет смысл похоронить ветерана фантастики и хоррора, поставить на могиле даже несколько недорогих памятников (одного ему, после стольких приключений явно мало) и оставить бедного «первобытного» зомби в покое.