«Чужой-3» — сломя грудь на экраны

Поделитесь с друзьями!

Источник: kinomania.ru

1992 год. Режиссёр Дэвид Финчер. «Чужой-3».

Это третья часть фильма, входящая в «классическую» тетралогию, и режиссёрский дебют Дэвида Финчера.

По всей видимости, сценаристы Чужих, после долгих рассуждений и многочисленных черновиков со сценарием к третьему фильму, пришли к выводу, что как-то уж больно хорошо для героев второго фильма закончилась их миссия, слишком много выживших для таких идеальных убийц, как Чужие. Иначе как ещё объяснить тот факт, что уже в самом начале третьего Чужого мы «потеряли» двух из трёх выживших людей по предыдущему фильму, да и сама главная героиня оказалась с эмбрионом внутри себя. Кстати, сам фильм получил плохую критику в самих Штатах, среди которых как раз и были расценены такие качества фильма, как гибель персонажей предыдущего фильма и отсутствие «Happy end». Все гадания поклонников фильма о дальнейшей судьбе выживших персонажей, в частности личных взаимоотношений между Рипли и Хиксом, которые как бы наклёвывались во втором фильме, да и спасённая ими Ньют, та самая маленькая девочка,  разбились вдребезги. Вот это и можно назвать  неожиданным ходом. Никакой пощады и продолжение истории борьбы с монстрами в старом, весьма приличном «составе». А как может быть по-другому в таком «мире», как мир Чужих.

Сюжет

Как всегда немного о сюжете.

На борту космического корабля «Сулако», на котором собственно и удалось убежать с Ахерона Рипли, Хиксу, «Ньют» и «половинке» Бишопа, после событий в предыдущем фильме «Чужие», происходит авария. Причиной аварии становится «лицехват», который проник на «Сулако» и при попытке взломать криокапсулу ранил себя. Его кровь, как известно состоящая из кислоты, вызывает пожар. Капсулы со спящими в гиперсне спасшимися героями, погружаются в спасательную шлюпку. Отстыковавшись от корабля, шлюпка падает в океан на планете Фиорина-161. На данной планете находится тюрьма строгого режима, в которой содержатся преступники исключительно мужского пола, отъявленные отморозки, страдающие синдромом Джекобса.

Данная тюрьма – являлась собственностью «Вэйланд-Ютани» и была когда-то литейным заводом. Как говорилось чуть выше, в шлюпке выжила только Рипли. Когда вытаскивали шлюпку из воды, к тюремной собаке приблизился «лицехват». Вот и первая жертва на данной планете, впоследствии Чужой появляется именно из этого животного. Тюремный врач Клеменс выхаживает Рипли, а надзиратель тюрьмы заказывает эвакуацию лейтенанта. Поначалу Рипли и не догадывается, что внутри её развивается матка Чужого, но уже, после того, как выросший и окрепший Чужой, появившийся из той самой собаки, не стал трогать Рипли, она поняла, что это не случайно. Рипли начинают мучить недомогания, и она, вернувшись обратно на шлюпку, проводит рентгеновское сканирование своего организма и понимает, что самое страшное находится внутри неё самой. Она просит религиозного заключённого Диллона убить её, но тот отказывается и требует, чтобы Рипли сначала помогла им выжить и убить Чужого.

Далее начинается «игра» под названием – кто следующий?

Вообще, третий фильм как-то уж больно напоминает первоисточник, а именно самый первый «Чужой», только вместо основного действия, происходящего на космическом корабле в первом фильме, в этом всё происходит в тюрьме, которая находится на далёкой планете и на которой тебе, так же, как и в далёком космосе, тоже никто не поможет. Так же, как и в первом «Чужом», здесь невозможно применение оружия, так как его просто нет. Как и в первом фильме, на персонажей третьего фильма охотится только один монстр. Кстати, ещё одну порцию критики в Штатах, этот фильм получил именно за отсутствие оружия и высоких технологий. Как ни странно, но в Европе фильм получил положительную критику, а при общем бюджете в 65 миллионов долларов в прокате фильму удалось собрать 160 миллионов (всё же первые два фильма сделали своё дело).

Создание

Создание самого фильма сопровождалось большими трудностями. После успеха «Чужих», чиновники из 20th Century Fox предложили продюсерам Гилеру, Хиллу и Кэрроллу сделку на создание сразу двух сиквелов. Но проблемы были в том, что поначалу Сигурни Уивер, напрочь отказалась от роли Рипли, дав согласие лишь на камео-роль, а режиссёр первого «Чужого» Ридли Скотт, которому предложили режиссуру в сиквелах, был слишком занят, и ему пришлось отказаться. Да и сами продюсеры толком не представляли, чего они хотят (как, собственно, и в случае с «Чужими»). Были изначальные идеи с высадкой Чужих на Землю, мутирующих в супермонстров и разрушающих Нью-Йорк, а Рипли и уже выросшая Ньют, как раз-таки, и охотятся на новый вид чужого. Гилер и Хилл придумали даже концепцию двух фильмов: в первом основная роль отводилась Хиксу, который собрал новую команду морпехов и повёл их в бой против монстров; во втором Сигурни Уивер уже должна была вернуться к роли Рипли и возглавить силы людей против инопланетных орд.

Первым автором, привлечённым к проекту, был Уильям Гибсон, который начал работу осенью 1987 года. Из всех сценариев к «Чужому-3» его работа была самой масштабной. Она значительно расширяла вселенную первых двух частей, в ней было крайне много масштабных экшн-сцен, и она весьма лояльно отнеслась к персонажам Джеймса Кэмерона, в ней было место и Хиксу и Ньют и Бишопу. Но у работы Гибсона были так же и серьёзные недостатки: невнятная завязка, слабо проработанные технологии будущего, а, пожалуй, самой главной проблемой стал очень большой масштаб действий, который требовал бы от студии огромного бюджета. В итоге Гилер и Хилл заблокировали сценарий, а Гибсону срочно потребовалось его переписать. Вторая версия сценария была очень сильно сокращена, но и она не устроила продюсеров, а время на ещё один у Гибсона просто не было из-за неотложных обязательств перед студией «Carolco Pictures», и он выбыл из проекта.

После этого к сценарию привлекались ещё несколько человек. Это и Эрик Рэд, сценарист «Попутчика», из его сценария, по признанию самого Рэда, получился «полный шлак», а Сигурни Уивер назвала его ужасающим и вновь заявила, что не хочет иметь дело с триквелом.

Сценарий Дэвида Туи был в основном с ноля. По ходу сюжета  выясняется, что какое-то время назад «Сулако» всё же прилетел на Землю, а Рипли, к настоящему времени уже мертва (причина не называется). Президент студии 20th Century Fox похвалил сценарий Туи, но отклонил, так как Уивер всё же дала согласие на съёмки (чему немало помогли весьма приличный гонорар, проценты от сборов и пост со-продюсера). Туи начал переписывать сценарий уже под Рипли в главной роли, но получил известие, что студия больше не нуждается в его услугах. Дело в том, что продюсеры за это время нашли очередного кандидата на пост режиссёра – Винсента Уорда, который предложил радикально новую идею для сценария, и эта идея очень понравилась Гилеру и Хиллу. Для помощи Уорду продюсеры наняли Джона Фазано, который в кротчайшие сроки написал новый сценарий. Постоянные переделки сценария, в том числе самими продюсерами, смены самих сценаристов, последним из которых был Лари Фергюсон, нанятый продюсерами уже позже. Но так же, как и в случае с Рэдом, продюсеры не смогли объяснить ему, что же в итоге нужно переделать. Поиски кандидатур на пост режиссёра, всё это привело к очень большим задержкам начала съёмок. В конце концов, в проект был введён Дэвид Финчер, которого порекомендовали продюсерам кто-то из представителей студии, и у которого не было опыта в режиссуре художественных фильмов. А из-за поджимающих сроков ни у кого уже просто не было времени придумать для сценария достойные причины для многочисленных логических нестыковок (например, как на «Сулако» попало яйцо Чужого).

В итоге Гилер и Хилл написали некую основу для фильма с планетой-тюрьмой, а доработкой уже занялся сам Финчер.

Ещё одной проблемой в итоге оказалось, кого же всё-таки указать в титрах в качестве сценаристов. На право быть признанными сценаристами было восемь кандидатов.  В итоге, после долгих разбирательств, в титры были вписаны Гилер, Хилл и Фергюсон в качестве сценаристов, а Уорд в качестве автора сюжета.

Съёмки

Начало съёмок 14 января 1991 года на британской студии «Pinewood». Финчер постоянно конфликтовал с продюсерами, не шёл ни на какие компромиссы и неуважительно относился к ним. Те же, в свою очередь, были ничуть не лучше его самого. С художником по костюмам режиссёр тоже не поладил, и тот в итоге покинул проект до завершения съёмок. Финчер горел желанием привлечь к работе художника Ганса Гигера, автора дизайна оригинального Чужого. Тот с радостью согласился и даже выслал по факсу несколько эскизов нового монстра, но к тому времени у студии уже был заключён контракт с другими художниками, и они отказались от услуг Гигера. Съёмочная группа так и не уложилась в срок, и студия отдала распоряжение Финчеру возвращаться в город Ангелов со всем отснятым материалом. Там состоялся тестовый просмотр чернового материала, на котором Финчер окончательно разругался с Гилером и Хиллом.

Руководство студии решило, что обязательно нужны досъёмки, которые и начались в Лос-Анджелесе. Были досняты несколько сцен, например сцена убийства Чужого в бассейне со свинцом. Ещё один очень интересный факт. К тому моменту у Сигурни Уивер отросли волосы, и их требовалось вновь побрить наголо. Она согласилась эта сделать всего за – 40 тысяч долларов, правда скромняга? В итоге продюсеры отказали ей в таком «смешном» запросе и наняли Грега Кэннома, который создал парик за 16 тысяч долларов. Не могу понять, это принцип или реальная экономия бюджета? Затем съёмочная группа вновь вернулась в Англию доснимать нужные эпизоды. И вновь разногласия продюсеров с режиссёром. Сцену, в которой Рипли в одиночку спускается в подземелье в поисках Чужого, они запретили и не дали разрешения режиссёру снимать её. Но тот всё же снял её (позже эта сцена вошла в финальную версию фильма), после чего ушёл со съёмок, объявив что «с него хватит», и уже никак не участвовал в дальнейшем, в том числе,  даже в монтаже.

Крупные планы с Чужим снимались с помощью актёра, в специальном резиновом костюме. Костюм был создан так, что актёр мог ходить в нём на четвереньках, а его голова находилась в области шеи Чужого. Сверху костюма надевалась модель головы Чужого. Остальные сцены с Чужим снимались с помощью марионетки. Управлением марионетки занималась целая команда кукловодов. «Чужой-3» стал одним из первых фильмов с участием компьютерной 3D-анимации, с помощью которой был снят эпизод с покрытием головы Чужого трещинами от внезапного охлаждения потоком холодной воды.

Как уже упоминалось ранее, Сигурни Уивер согласилась сниматься при условии, что ей позволят выступить со-продюсером фильма, и что Рипли в триквеле погибнет. Ах да, совсем забыл про весьма, кругленькую сумму 5,5 миллионов долларов из общего бюджета фильма в 65 миллионов. Ещё один интересный случай касается Майкла Бина. Один из его знакомых продюсеров сообщил ему, что видел на съёмочной площадке куклу Хикса с пробитой грудной клеткой (вероятней всего изначально в фильме планировалось, что Чужой появится из Хикса). Актёр остался очень недоволен и пригрозил продюсерам судом за незаконное использование его изображения, в итоге куклу пришлось переделать, в результате чего у неё была разворочена голова. Но после этого в студии решили всё же вставить фото Бина в сцену рапорта. В итоге заплатила тому за неё такую же сумму денег, которую он получил за съёмки в «Чужих».

Итак, понравится или нет вам этот фильм, решать только вам. Пожалуй, присоединюсь, но не полностью, к мнениям некоторых поклонников и соглашусь, опять же не со всем, что это самый, мягко сказать, слабый фильм из серии. Но никуда не денешь работу всей съёмочной команды, работу всей группы создателей сего сценария. Согласитесь, после двух первых фильмов, которые стали эталоном классики, трудно ответить так же достойно, но опять же, даже если считать этот фильм «не очень», то уже никуда не деть игру актёров. Те образы, так безупречно воплощённые ими в фильме. Работу Сигурни Уивер, о которой я обязательно расскажу в своём следующем обзоре. Чуть позже.

Достоин ли этот фильм вашей коллекции? Безусловно, ДА.

Достоин ли этот фильм вашего признания? Ответьте сами.


Рецензия на фильм «Чужой».

Рецензия на фильм «Чужие».

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.