Итак, Чужие. Фильм 1986 года, ещё одного талантливого режиссёра Джеймса Кэмерона. Скажу сразу, мой любимый и до сих пор не превзойдённый (моё личное мнение) научно-фантастический боевик.
Сюжет
Как всегда немного о сюжете. Сбившийся с курса спасательный челнок «Нарцисс» попадает на замкнутую орбиту, где его, лишь спустя 57 лет, подбирает поисковая команда. Внутри челнока, мирно спящая в анабиозе женщина с рыжим котом. Это Эллен Рипли, единственная оставшаяся в живых из всей команды «Ностромо» (см. «Чужой»). Руководство компании «Weyland-Yutani Corpоration», кому и принадлежал «Ностромо», начинает судебное разбирательство по поводу подрыва Рипли этого космического тягача. Рипли пытается рассказать настоящую правду о гибели экипажа и самого корабля, и что причиной этой трагедии стал Чужой. Но ей не верят. Вероятнее всего, тогда, 57 лет назад, рейс «Ностромо» был засекречен, а нынешнее руководство компании об этом ничего неизвестно. Рипли признают сумасшедшей и обвиняют в превышении должностных полномочий, при этом отбирают лицензию пилота. Рипли просит послать исследовательскую экспедицию на ту самую планету, LV-426, и всё проверить. Но последующие заявление компании, о том что на Ахелоне (теперешнем названии LV-426) давно уже основали рабочую колонию «Надежда Хадли», повергло её в шок. В этой самой колонии живут целые семьи….
Один из руководителей компании, Картер Бёрк вместе с лейтенантом Горманом, спустя месяц приходят к Рипли, которая теперь живёт на орбитальной станции «Гэйтуэй», с предложением полететь снова на эту планету в качестве консультанта вместе с группой космических десантников. Дело в том, что они потеряли связь с колонией «Надежда Хадли». Её, в случае положительного ответа, обещают восстановить в звании лётного офицера. Поначалу Рипли отказывается, но потом передумывает, и, взяв слово с Бёрка, о том, что они летят туда не ради того, чтобы заполучить Чужого, отправляется в путешествие.
После того, как команда прибывает к месту назначения и высаживается на ту самую планету, начинается самое интересное. Действо, которое уже не даст тебе расслабится. Сюжеты, которые ты будешь взахлёб «пожирать» глазами и переживать вместе с Героями (именно с большой буквы). Приведу лишь один из самых впечатляющих моментов в фильме. После того, как десантники находят местоположение пропавших колонистов (это оказалось одно из подземных помещений ядерного реактора, питающего атмосферный процессор), они начали продвигаться к указанному месту. Проходя по коридорам (стены и потолки которого были облеплены «спящими» Чужими, но наши герои об этом пока ещё не знают), один из них удивляется, мол, какому безумному архитектору пришло в голову такая бредовая идея с «дизайном» этих коридоров.
Зайдя же, как оказалось чуть позже, в самый «улей» Чужих, и увидев там множество трупов с разорванными грудными клетками и приклеенными какой-то слизью к стенам, они обнаружили еле живую женщину, которая просит убить её, но внезапно из её груди вырывается «грудолом». Десантники тут же сожгли бедолагу и её омерзительного убийцу. Вот тут-то и началось. Эту сцену я назвал бы «Пробуждение». Когда эти облепленные «архитектурные» стены и потолки начали оживать, превращаясь в десятки Чужих. Не торопясь, будто недовольные этим шумом, они начали сползать отовсюду и окружать «лакомых» и столь долгожданных гостей. Это было очень продуманной «фишкой», этого не ожидали, пожалуй все, включая зрителя, по крайней мере, меня точно.
Моё первое знакомство с данным фильмом произошло в те самые славные времена видеосалонов, где за один рубль можно было посмотреть Голливудский блокбастер, иногда даже в неплохом качестве. Увидев отрывки фильма, который должен быть в следующие выходные (а это именно «Чужие»), я ждал всю неделю. Сам фильм был разделён на несколько частей. Не помню точно, сколько их даже было, с убогим качеством и «отменным» переводом. Но всё равно я был под огромным впечатлением. Это сейчас новомодные форматы изображения и впечатляющий объёмный звук, но тогда мы и этому были рады. Кстати, именно «Чужие» я посмотрел раньше, чем первого Чужого. Ну, да ладно. Наверное, уже пора вернуться из прошлого, моего естественно, и отправиться в другое прошлое, время создания сценария Чужих.
Создание
Изначально сиквел планировался сразу, после выхода «Чужого», коммерческий успех которого создал в кинематографе актуальную тему инопланетных монстров. В результате в конце 70-х, начале 80-х было выпущено множество фильмов, но успеха они не имели. А ещё и в связи с кадровыми перестановками в 20th Century Fox продюсеры посчитали, что успеха это не принесёт, поэтому идея сиквела была отложена.
Некоторое время спустя, когда в студии вновь начались кадровые перестановки, продюсерам Дэвиду Гилеру, Уолтеру Хиллу и Гордону Кэрроллу удалось-таки дать сиквелу зелёный свет, и они начали искать сценариста. 1983 году Гиллеру попался сценарий «Терминатора» Джеймса Кэмерона. Сценарий ему понравился, и он вызвал Кэмерона на переговоры. Изначально продюсеры хотели, чтобы Кэмерон написал им сценарий к их другому проекту, но сценарий ему не понравился, и он попросил что-нибудь другое.
Кстати, ещё до знакомства с Кэмероном, у продюсеров уже была идея на тему «Рипли и отряд спецназа». А у самого Кэмерона к тому времени был готов набросок к сценарию под названием «Мать», про тех же высокотехнологичных солдат и атмосферный процессор на Венере, а в финальной схватке должны были сойтись «Мать инопланетянин» и протагонист-женщина в роботе-погрузчике.
На тот момент у Кэмерона было намечено начало съёмок «Терминатора», но продюсер фильма «Конана разрушителя» успел перехватить Арнольда Шварценеггера (уже утверждённого на роль «Терменатора») для съёмок своего фильма. В связи с этим у Кэмерона образовалось «окно» в девять месяцев, которым он и воспользовался на переделку сценария «Мать» под сиквел «Чужого». Именно Кэмерон решил, что сиквел должен быть продолжением «Чужого» Скотта, а не отдельным фильмом. Всего за четыре дня Кэмерон написал 45-ти страничный черновик сценария или тритмент. 21 сентября 1983 года Кэмерон представил продюсерам изначальный готовый вариант под названием «Alien 2».
Гиллеру и Хиллу понравился черновик Кэмерона. Они даже для большей убедительности перед руководством студии поставили свои имена на его титульной странице, что очень не понравилось Кэмерону. Вообще, просто хочется восхититься работоспособностью Кэмерона. После того, как студия весьма положительно отнеслась к тритменту Кэмерона, он получил заказ написать уже полноценный сценарий в 360 страниц текста. На всё про всё у Кэмерона было всего 90 дней, из-за того, что ему в это же время приходилось писать сценарий к «Рэмбо: Первая кровь 2» и переписывать сценарий «Терминатора». Естественно, в заданный срок он не уложился и написал всего лишь 90 страниц. Всё же, работа над несколькими сценариями одновременно требует достаточно сил и времени.
Перерабатывая свой черновик, Кэмерон внёс кое-какие изменения. Например, он сделал Бишопа (андроида) хорошим, так как понимал, что зритель уже подсознательно будет сопоставлять Бишопа с Эшом (андроидом из «Чужого») и ожидать от него тех же негативных качеств. Продюсеры решили показать то немногое, что успел написать Кэмерон руководству студии (включая эскизы Королевы Чужих). Чиновники компании были просто в полном восторге и дали фильму «зелёную улицу», при этом даже заключив соглашение, по условиям которого Кэмерон мог спокойно снять «Терминатора» и уже потом дописать сценарий. Работу над сценарием Кэмерон закончил в феврале 1985 года.
Актёрский состав
Съёмки начались в сентябре 1985 года. Было принято решение снимать в Великобритании, что стало своего рода проблемой для Кэмерона. Дело в том, что кастинг пришлось проводить тоже в Англии, а так как по сценарию десантники были сто процентными американцами, то они никак не могли говорить с британским акцентом. Главное требование к кандидатам было умение разговаривать по-американски. В итоге было просмотрено около 1000 человек и отобрано лишь несколько, в связи с чем, принялись завозить актёров из США.
Сигурни Уивер, кандидатура на главную роль, участие которой было безоговорочным. Сама актриса не горела желанием сниматься в фантастическом боевике, хотя именно первый «Чужой» принёс ей славу. После этого актриса добилась значительных успехов в жанре драмы. Именно драматическая составляющая своего персонажа заинтересовала Уивер, и она дала своё согласие на роль Рипли.
Немного внимания хотелось бы обратить на исполнителя роли капрала Дуэйна Хикса. Это Майкл Бин. Здесь он играет командира второго отделения первого взвода, скромного, спокойного и очень рассудительного. После того, как ранили лейтенанта Гормана, и погиб сержант Эйпон, Хикс становится командиром отряда. Один из тех немногих, кто добрался до конца, получив при этом сильные ожоги, и остался жив. Впервые известность к Бину пришла после фильма «Поклонник», где он играл роль маньяка. Уже следующая роль в «Лорды дисциплины» 1983 года, позволила ему закрепить свой успех. Ну, а по-настоящему звёздной лентой для него стал естественно «Терминатор», в проект которого он попал в том же 1983. Кэмерон решил отдать роль положительного героя Бину, актёру, сыгравшему маньяка, а роль злодея-робота – Шварценеггеру, который до этого был только хорошим парнем. Во время съёмок, Бин очень сдружился с Джеймсом Кэмероном, а сам фильм неожиданно для прокатчиков собрал 40 миллионов долларов. Своё сотрудничество они продолжили уже в следующем фильме – «Чужие». Кстати, роль капрала Хикса Майкл получил в последний момент. Этому способствовало разногласие Кэмерона с Джеймсом Ремаром, изначально утверждённым на эту роль. Образы Кайла Риза из «Терминатора» и Дуэйна Хикса из «Чужих» — две прекрасно сыгранные роли Майкла. Оба положительных персонажа в чём-то очень похожи друг на друга. Ну, а к амплуа «плохого парня» Бин вернулся в фильме 1989 года, «Бездна». Кстати, фильм угадайте кого – Джеймса Кэмерона.
Фильм «Чужие», безусловно, запомнится и такими персонажами как:
Ребекка Джордан – маленькая девочка лет девяти. Единственная выжившая на базе колонистов, потерявшая родителей и старшего брата. Девочка, научившиеся прятаться от «драконов» в вентиляционных и канализационных трубах.
Бишоп – человекообразный робот, андроид, хотя больше предпочитает термин «искусственный человек».
Рядовой Хадсон – Весельчак и балагур, любитель туповатых шуточек. В силу своего непростого характера часто забывает о субординации и в критических ситуациях может даже впадать в истерику, но быстро берёт себя под контроль.
Лейтенант Горман – молодой лейтенант с опытом всего двух боевых операций, включая эту. В связи с этим, из-за его нерешительности в первом бою с Чужими гибнет большая часть отряда.
Рядовая Васкес и рядовой Дрэйк – пулемётчики, неразлучные друзья, бесстрашные и «безбашенные» солдаты.
Совсем немного о некоторых «секретах» съёмки. Бюджет фильма составляет 18 миллионов долларов, полтора из которых ушло на создание бронетранспортёра десанта. Рон Кобб создал дизайн «брони», колёса которого позволяли ему разворачиваться на 360 градусов. В итоге БТР сделали из буксировщика самолётов. С этого буксировщика, который достался съёмочной группе в результате инвентаризации в аэропорту Хитроу, срезали целых 44 тонны металла, в итоге осталось «всего» 28 тонн. Для сцен, в которых десантники входят в опустевшую колонию, на студии «Пайнвуд» была построена полноразмерная декорация. Было так же построено несколько внутренних помещений колонии, в которых постоянно меняли декорации, чтобы создать иллюзию множества уровней. Все эти декорации стояли на двухметровых стойках над полом студии, чтобы дать возможность Чужим подниматься из-под пола. Куклу матки Чужих делали в двух экземплярах, полноразмерную и миниатюрную (полностью аниматронную). Большой куклой управляли два оператора, прямо «изнутри». Малая же кукла (в четыре раза меньше большой) управлялась с помощью 56 тросов и использовалась в эпизоде битвы с автопогрузчиком, управляемым Рипли. Он тоже был выполнен в миниатюре.
Я смотрел данный фильм не один, даже, наверное, не один десяток раз, начиная со времён своей юности, в самых «резаных» версиях и кончая нынешней, расширенной версией картины, которая вышла несколько позже театральной. Хочу сказать одно – не надоедает.
Чужие и люди
Что нового нам смог преподнести режиссёр со своей командой? Думаю, многое. Главное – фильм стал масштабнее, с участием, куда большего количества актёров, декораций и не только. Кэмерон сумел развить тему свой-чужой, и показал, чем грозит нам огромный и холодный космос. Вмешательство и желание заполучить в руки то, что никогда нам не принадлежало. Так чем же может обернуться для нас такое «любопытство»? Чем может обернуться встреча с другим видом Создания Вселенной, таким, как Чужие?
Чужие – совершенные организмы, идеальные убийцы, не нуждающиеся в каком либо оружии, ибо они сами и есть оружие. Чужие способны не просто тупо убивать, но ещё и мыслить, мыслить о том, как сохранить и развить свой вид (вспомните эпизод с Королевой Чужих, которая не позволила разорвать Рипли на куски своим верным «солдатам», учуяв в ней идеального носителя), кого для этого нужно убить, а кого убить чуть позже. Чем больше потенциальных жертв, тем больше их самих.
Люди – высокомерные и уверенные в своих силах, уверенные в том, что они хозяева этой жизни. Люди, решившие, что отряд высококвалифицированных солдат с убойным оружием сможет запросто «решить проблему».
Кэмерон раскрыл нам все столь разные образы героев. Мы смогли увидеть, кто остался человеком до конца, а кто никогда и не был «человеком».
Сумел ли Кэмерон «поддержать планку» так высоко поставленную Скоттом и Ко, смог ли продолжить начатое? Ведь, как известно, не всегда продолжение успешного начала того или иного проекта (в данном случае фильма) выходит столь же удачным. Думаю, каждый из вас уже, наверное, знает ответы на эти вопросы.
«На этот раз мы идём на войну»