Рецензия на «Чужой» (Alien)

Поделитесь с друзьями!

Источник: film.ru

Alien или Чужой – научно-фантастический фильм ужасов режиссёра Ридли Скотта. Премьера фильма состоялась в США 25 мая 1979 года.

Сюжет

Небольшое описание сюжета, с чего всё началось. Думаю, нет смысла рассказывать весь сюжет в подробностях (уверен, каждый любитель научной фантастики прекрасно его знает). Итак, космический буксир «Ностромо» транспортирует к Земле груз, состоящий из двадцати миллионов тонн руды. Команда находится в анабиозе из-за большой продолжительности полёта. Однако корабль, а точнее компьютер корабля «Мать», пробуждает экипаж. Команда с удивлением обнаруживает себя не около родной Солнечной Системы, а возле неисследованной планеты LV-426, находящуюся в двойной солнечной системе Дзета Сетки, в созвездии Сетки. «Мать» прервала полёт в связи с постоянно повторяющимся радио сигналом неизвестного, но, скорее всего, разумного происхождения с этой планеты. Вероятнее всего – это призыв о помощи. Далее экипаж направляется на саму планету, а уже к самому источнику сигнала направляются три члена команды во главе с капитаном. Данная команда обнаруживает огромный космический корабль инопланетного происхождения, который потерпел крушение. Внутри этого звездолёта они находят погибшего инопланетянина с разорванной грудной клеткой. Сам же сигнал это не призыв о помощи, а, как удалось расшифровать чуть позже, предупреждение об опасности. Исследуя трюмы этого колоссального корабля, один из членов команды обнаруживает некие коконы-яйца. При его соприкосновении с одним из этих коконов из него выпрыгивает некая паукообразная тварь и, прожигая шлем скафандра помощника капитана, Кейна, (именно он спустился в трюмы этого корабля) прилипает, а точнее, присасывается к его лицу. Кейна приносят в бессознательном состоянии обратно на челнок, несмотря на категорический отказ (из-за положенного суточного карантина) дежурившего на мостике челнока офицера службы безопасности, Рипли. Ещё до вылета с планеты «прилипала» покидает голову Кейна, при этом умирая. После удачного старта с планеты Кейн приходит в себя, но, как выяснилось, не надолго. Ну, а дальше уже начинается «страшная история» и научная фантастика постепенно переходит в фантастический ужастик, именно тот ужастик, который впоследствии и перерос в классику жанра, и дал толчок для успешного продолжения космической истории. А что же дало начало началу?

Рождение

Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт, авторы и сценаристы данного проекта. В своё время О’Беннон принимал участие в работе над созданием фантастической комедии «Тёмная звезда». В этом фильме фигурировал образ пришельца, сделанный из раскрашенного волейбольного мяча и именно опыт над этим фильмом послужил толчком для О’Беннона создать «пришельца, который бы выглядел, как живой». Через несколько лет он начал свою работу над аналогичной историей, но с уклоном в сторону фильма ужасов. Как раз тогда он и познакомился с начинающим автором Рональдом Шусеттом, который был впечатлён «Тёмной звездой» и предложил О’Беннону сотрудничать.

Первоначальное рабочее название проекта было «Звёздная тварь». Однако его переименовали в «Чужой». При написании сценария О’Беннон черпал своё вдохновение из множества предыдущих произведений в жанре научной фантастике и ужасов. Позднее он говорил «Я не крал «Чужого» у кого-то, я украл его у всех сразу». Многие критики предполагают, что основная идея фильма проистекает из романа Альфреда Ван Вогта «Путешествие «Космической гончей»» 1950 года. Ван Вогт даже подал в суд на 20th Century Fox, в результате чего дело закончилось досудебным соглашением и выплатой ему 50000 долларов (по некоторым данным). Но не будем заострять внимание на всех идеях из других произведений, взятых О’Бенноном в свой сюжет. Скажем лишь о собственной оригинальной идее с кислотой, вместо крови, и то подсказанной О’Беннану Роном Кооби, который уже делал эскизы к фильму. О’Беннон хотел, чтобы использование огнестрельного оружия было недопустимо на корабле, но как это сделать, он не представлял себе. И тут такая идея с кислотой. Ведь надо понимать, что при любом выстреле в Чужого, из его раны, вместо крови потечёт кислота, которая сможет с лёгкостью прожечь обшивку корабля, ну, а последствия вы уже, наверное, представляете.

Изначальный вариант фильма отличался от окончательной версии. Когда сценарий изначального варианта был практически завершён, О’Беннон и Шуссет зарегистрировали его (05.08.1976 г.) в гильдии сценаристов и начали предлагать его нескольким студиям. Им помог их друг и режиссёр Марк Хаггард, который передал сценарий «нужным» людям (Хиллу, Гайлеру и Кэрроллу), основавшим до этого производственную компанию «Брендивайн», связанную с 20th Century Fox. Хилл и Гайлер остались недовольны сценарием и внесли в него множество изменений. Так, благодаря им, в экипаже появился седьмой человек, а точнее андроид-шпион, работающий на независимую компанию. Так же появились такие персонажи, как Рипли, Кейн и др. Например, главным героем стала Рипли (женщина) а не Мартин Роби, как задумывалось первоначально, ведь в сценарии О’Беннона все роли были прописаны как унисекс, и их могут играть как мужчины, так и женщины, но главный герой, по его задумке, обязательно должен быть мужчина. Благодаря такому подходу, будущему режиссёру фильма и его команде это давало возможность интерпретировать персонажей и подбирать актёров по своему желанию.

Вообще, несмотря ни на что, мы должны сказать спасибо и О’Беннону и другим сценаристам «Чужого» за их работу. Ведь собрать воедино всё лучшее из прошлого фантастики и сделать из этого своё, уже ни на что не похожее, совершенно новое произведение, но со своим видением не только всего сюжета в целом, но и всего будущего фантастики, фантастики, на которую будут ровняться, и которой будут подражать.

После успеха «Звёздных войн» в 1977 году, интерес студии 20th Century Fox к научной фантастике значительно вырос. «Чужой» получил «добро» от киностудии и стартовый бюджет в 4,2 миллиона долларов. Режиссёром был назначен Ридли Скотт. Ему понравился первоначальный сценарий О’Беннона, с которым он хорошо сработался. И уже, после основательных доработок и сведения вместе всех идей, перед началом съёмок (летом 1978) был представлен новый сценарий, который и лёг в основу картины, однако, от самого фильма он тоже отличался.

Актёрский состав

Скотт стремился найти и создать очень сильную актёрскую команду (в фильме принимало участие всего семь персонажей). Так на роль главной героини картины изначально хотели взять известную актрису, но пример тех же «Звёздных войн» помог показать, что фильм вполне может сделать «кассу» даже с участием совсем неизвестных актёров. А ещё один неожиданный, но оправданный подход в картине – это сделать главным героем именно женщину, а не мужчину, что могло выделить этот фильм из прочих фильмов этого жанра (это уже заслуга Гайлера и Хилла). Скотт со своей командой хотел сделать из команды «Ностромо» простых «космических дальнобойщиков» в своей правдоподобной обстановке. Чтобы помочь актёрам со своими ролями, Скотт написал истории для каждого из них объясняющие их происхождение. Он даже снимал их репетиции, пытаясь поймать удачные кадры взаимоотношений актёров, их импровизации и напряжённость, для того, чтобы впоследствии переложить это на героев фильма.

Лично для меня игра актёров произвела большоё впечатление. Скотту удалось задуманное. Он настолько проработал их образы, что, просматривая фильм, действительно, создаётся та картина будущего космоса, в котором разворачивается действие фильма. Тут нет никаких супергероев с крутыми «пушками» и горой мускул, миловидных красоток с роскошными волосами и т.д. Перед нами предстаёт самая обычная команда «работяг» космического корабля будущего (капитан, уорент-офицер, офицер безопасности, бортинженер, техник, штурман и офицер по науке, оказавшийся андроидом).

Каждый герой «вжился» в свою роль и по-своему хорош. В глазах каждого из людей, мы видим тот страх, с которым они столкнулись. Кто и как справляется с этим страхом, кто не может противостоять ему, а кто, сжав кулаки, до конца идёт ему навстречу, зная, что тебе уже никто не поможет и даже осознавая, что ты всё равно не ровня, для такого убийцы, как Чужой, всё равно нужно найти способ его победить. Даже при всём том кошмаре, творящимся на корабле, режиссёру удаётся показать и ту «человечность» присущую людям, готовых рисковать своей жизнью даже ради домашних животных (я имею в виду заботу о маленьком члене экипажа, рыжем коте). А заинтересованность Эша, того самого андроида, в том, чтобы доставить чужого своим хозяевам, отсутствие страха, а, скорее всего, даже восхищение  перед этой тварью… Всё сыграно до мелочей.

Именно Иэн Холм, он же Эш, на момент съёмок этого фильма, был самым опытным из всего актёрского состава. Хоть действие почти всего фильма происходит практически только в «узких рамках», на космическом корабле «Ностромо», всё же Скотту удалось создать  напряжение в фильме, вселить ужас не только в героев картины, но и в нас, зрителей.

Вообще, можно только восхищаться работой всех, кто принимал участие в создании этого космического шедевра. Вроде бы ничего особенного, по сравнению с теперешними спецэффектами и многомиллионными вложениями в декорации, но всё гениальное – просто, от декораций, создающих виды огромных пространств в инопланетном корабле, до прорисовки костюмов самого Чужого. Для фильма, образца 1979 года – это уникально.

Облик Чужого

Кстати, что касается образа Чужого. Когда встал вопрос о его облике, то О’Беннон показал Скотту альбом Ханса Рудольфа Гигера «Некрономикон», швейцарского художника, представителя фантастического реализма. Рисунки очень поразили режиссёра, и он нанял Гигера для создания образа пришельца. Гигер занимался также прорисовкой дизайна космического корабля инопланетян, «прилипалы» — он же Лицехват, яиц (коконов), а также Космического Жокея – того самого огромного пришельца с дырой в груди. Впоследствии работа над этим фильмом принесла этому художнику «Оскара» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». На мой взгляд, лучшего космического инопланетянина-монстра ещё не придумали.

Хочется также поделиться некоторыми «хитростями» при создании, как самого Чужого, так и некоторых других сюжетных идей.

Для изготовления лицевой части маски Чужого был использован настоящий человеческий череп. На крупных планах, где Чужой двигает своей челюстью, итальянский мастер спецэффектов Карло Рамбальди создал аниматронную голову Чужого, которую, после каждого дубля, приходилось перекрашивать, так как слизь разъедала краску.

Модели корабля «Ностромо» были сделаны из дерева, оргстекла и пластмассы, а их детали взяли из сборных наборов из различных деталей пластмассовых форм, которые поставляет для любителей моделирования компания EMA. Всего было сделано три модели «Ностромо». Маленькая (30 см.) – для видов сзади, средняя (1.2 метра) – для средних и общих планов и самая большая (около четырёх метров в длину) – для крупных планов. Единственное, что было построено в натуральную величину, так это посадочная опора «Ностромо». Её можно увидеть в нескольких эпизодах, в том числе, когда корабль приземляется на планету. А чтобы показать эту опору совсем большой в сцене, где Даллас, Ламберт и Кейн проходят мимо неё, были засняты трое детей в уменьшенных копиях скафандров, причём двое из них сыновья Скотта, их же снимали и в сцене с «Космическим Жокеем», чтобы показать просто огромные пространства инопланетного корабля. Ну, всех «фишек» съёмки этого фильма, наверное, и не перечислишь. Да и, скорее всего, не стоит. Ах да, совсем забыл про маленького, пушистого путешественника – рыжего кота Джонси. Его, а точнее их, на съёмках было целых четыре.

Ридли Скотт отснял достаточно много съёмочного материала, который в итоге так и не вошёл в фильм. Его изначальная «режиссёрская версия», смонтированная ещё в 1979 году составляет целых 192 минуты, но почему-то не сохранилась (как считается).

Итог

Я являюсь большим поклонником научной фантастики со всеми её составляющими. Все фильмы серии «Чужой» (только в классическом варианте: 1, 2, 3, 4,) для меня считаются непревзойдёнными и одними из самых любимых в моей фильмотеке (а всё же самыми любимыми).

Чужой 1979 года. Фильм, положивший начало «классике жанра», пример того, как выдающиеся люди сумели выжать из минимума максимум. Как талантливый режиссёр заставил нас поверить в происходящее, что и такой космос тоже существует. Имея в своей «обойме» малоизвестных актёров и весьма скромный бюджет, он сумел создать будущее, то страшное и, наверное, даже отталкивающие будущее. Будущее со своими первыми, рядовыми героями и новыми, абсолютно ни на кого не похожими монстрами. Картина, при просмотре которой появляется даже чувство омерзения (лично для меня момент «присасывания» Лицехвата к одному из персонажей, но это одновременно и притягивает. А что же дальше? Как можно этого избежать? Это как раз и говорит о том, что этот космос – беспощаден, и в нём нет красивых и милых пришельцев, что даже вымышленная реальность этого будущего – страх и ужас. Авторам удалось создать ту ситуацию, где пугают не только страшные и беспощадные твари, но и сама неизвестность, как и главное, чем с ними бороться. И наши, самые обычные люди, те самые «дальнобойщики космоса», образы которых так отлично прорисовали авторы и блестяще сыграли актёры, цепляясь за свои жизни и постепенно теряя их, всё же показали нам, кто есть человек.

«В космосе никто не услышит твоего крика».

https://youtu.be/3r51G4lsOJc

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.