ПОМНИ, ПОМНИ, ПОМНИ…! ПОМНИ: ЧЕЛОВЕК, БУДУЧИ ПОРАБОЩЕННЫМ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВ!
Из записной книжки Р. Викторова:
Для тех, кто знаком с фильмами «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам» не может быть чуждым имя человека, который создавал эти картины.
Ричард Викторов — советский режиссер, сценарист. Родился в семье потомков царского адмирала Н.И. Казнакова — ветерана Русско-турецкой войны 1877-1878, обладателем ордена Святой Анны.
В юности Викторов учился на филолога, затем поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Его дипломной работой был фильм «На зеленой земле моей». Работал на киностудии «Беларусьфильм», а в середине 60-х перешел в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
Собственно, под эгидой детского кино и детской литературы фантастика в СССР и выходила.
Вот что о Викторове писал Кир Булычев, с которым они активно и плодотворно сотрудничали:
«Ему удавалось то, что не получалось у других режиссёров. Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учёными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьёзным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников — операторов, художников-комбинаторов…»
Было в его творчестве, что-то «буржуазное», как тогда любили говорить. Недаром он был дружен с Киром Булычевым, который начал свое знакомство с англо-американской фантастикой, работая зарубежом, после окончания Института восточных языков. Кстати, Булычев по своему стилю сам был достаточно «буржуазным», отсюда его невероятная динамика и легкость повествования. Была в годы перестройки крутая экранизация одного из его романов — «Подземелье ведьм».
У Викторова это просматривалось и в образа туземцев и футуристичных дизайнов комнат из фильма «Отроки во Вселенной», явно влияние С. Кубрика, в «Через тернии к звездам», туземцы с Дессы похожи на вулканцев из «Star Trek», но ничего плохого в этом не вижу. Почему нет, это оммаж той фантастике.
Работа над фильмами, в принципе, тяжелое занятие, а в тогдашнее время, со всевозможными худсоветами и прочем.
Я нашел на страничке его дочери несколько выдержек из дневника режиссера, времен работы над картиной «Через тернии к звездам».
Из «Еженедельника» за 1980 год:
— 4 октября . Перезапись с 16 часов. Из Ленинграда Серебряков привез «титры» — кривые. Видны шторки в кадре. Плохо это. Придется снова переснимать. Фильм смотрел С.Ростоцкий. Один. Понравился. 5 -го выходной. ОХ! Повезло, что 5,6,7 — дни Конституции, можно отдохнуть. Просто подышать воздухом, а не монтажным клеем.
— 9 октября 1980 г. В 14.00 сдача фильма Худ.совету. ПРИНЯЛИ. Десятого фильм уедет в Госкино.11 октября 1980 г. Вызывают к САМОМУ. Дал поправки: «Лазарева переозвучить. Метраж — динамичнее. И что это значит – нас приглашают, мы приглашаем, туда — сюда? Что это..?»
— 14 октября 1980 г. Опять обсуждение в Госкино — САМОМУ НЕ ОЧЕНЬ… И пошло по углам шу-шу, шу-шу… Надоело!
— 18 октября 1980 год. В 19 часов УМЕРЛА наша любимая Валентина Аркадьевна на руках Нади и Оли. Моя любимая тёща.
— 19 октября. Работаю в монтажной. Все переживаем горе. Надя с братом Вольдемаром целый день занимаются оформлениями похорон.20 октября. Выезд на кладбище в Митино по Пятницкому шоссе. В 13.45 опустили в землю под рябиной.
— 21 октября 1980 г. Смотрел материал Б.В.Павленок. Одобрил. Сделал несколько замечаний в принципе совпадающих с моими будущими поправками. Скорее, скорее — монтаж, озвучание хвостов. Уже заинтересовался прокат!
— 30 октября 1980 г.
— В 15.00 БЫЛИ С КОТОВЫМ НА КОВРЕ! ПОПРАВКИ!!!
Представляю какого это было монтировать раньше. Особенно без хороших технических средств. Сейчас запах клея при монтаже, это звучит забавно))
Я думаю, о таких авторах надо писать чаще. Как по мне, Ричард Викторов, он из разряда таких новаторов как Г. Тищенко, о котором мы писали. Это люди, явно выбивающиеся из общей когорты, уникальные в своем творчестве.