Почему Ефремов попал под запрет в СССР

Почему Ефремов попал под запрет в СССР

Об Ефремове мы уже писали и не раз. Брал я интервью у Тищенко, рисовавшем иллюстрации к книге о советском фантасте.

Читайте публикацию о мэтре советской фантастике здесь.

Но, говоря об Ефремове, восхищаясь его наследием не многие знают, а кто-то целенаправленно не хочет вспоминать, о проблемах которые возникали у учёного и фантаста за его, казалось бы, вполне такое «коммунистическое» творчество.

Но в этом вся и фишка. Что Ефремов изображал идеалистическое и утопическое общество коммунизма, критикую в произведениях тип государства, в котором и жил и, которое было невероятно далеко от того образа общества, о котором мечтал Ефремов.

Напомню, что роман «Туманность Андромеды» писался как ответ «Звёздным королям» Гамильтона.

«Час Быка» — ответ всем антиутопиям.

Ефремов в пятом выпуске «Молодой гвардии» от 1969 года отвечал на вопрос о своём произведении.

«Наверное, первым толчком к написанию «Часа Быка» послужило желание поспорить, возразить некоторым авторам современных «антиутопий», романов-предупреждений. Это желание возникло у меня давно, в начале шестидесятых годов. Я обнаружил тенденцию в нашей научной фантастике (не говоря уже о зарубежной!) — рассматривать будущее в мрачных красках грядущих катастроф, неудач и неожиданностей, преимущественно неприятных».

Так что сторонников мнения, что в нашей фантастике писали только о «добром, мудром, вечном», придётся такое признание Ефремова проглотить.

Понятное дело, что катастрофы и самое плохое можно было изображать, происходящими, в капстранах. Сразу вспоминается «Письма мёртвого человека».

Но.

Давайте признаемся, все мы больше любили сборники иностранной фантастики, поэтому место действия где-нибудь в капстранах сразу добавляло произведению особый шарм.

Вспомним того же Беляева.

В начале задумывалась повесть. В принципе, повесть и вышла — «Долгая заря» в журнале «Техника-молодёжи». Но потом уж всё переросло в роман.

Вынашивал идею Ефремов в начале 60-х, воплотил в конце 60-х.

Первое издание в 1970 году, опять же в «Молодой гвардии» и успех. Огромный тираж в 200 тыс экземпляров.

Галина Бойко и Игорь Шалито — иллюстраторы смогли отразить тогда особую эротическую красоту персонажей.

Вообще, у Ефремова был, прямо-таки культ тела. Он искал красоту как некую материальную субстанцию. Вопросы секса и сексуальности — читаем «Лезвие бритвы», поиски идеального человеческого тела в «Час Быка».

Я молчу о «Таис Афинской», где откровенно описывается красота обнажённого тела.

Немного это отдаёт каким-то «арийством».

Ваше мнение в комментариях, нет ли у вас таких ощущений?

Хотя, я сам топлю за красоту тела, мне нравится спортивный эталон 80-х, ярко выраженная маскулинность у мужчин и женственность у женщин.

Но не так всё радужно складывалось для глашатая коммунизма в стране, где вроде как к этому самому коммунизму стремились.

Роман Изъяли из Библиотек, фондов, упоминание о нём убрали из собраний сочинений.

Прошло больше десятка лет, прежде чем вышло уже полное авторское издание. Произошло это в 1988 году.

12 декабря 1970 года на специальном заседании Секретариата ЦК КПСС роман «Час Быка» был запрещен и подлежал изъятию из магазинов и библиотек.

Кстати, Ефремов не единственный, который пострадал из-за того, что показанный им мир капитализма сильно уж напоминал страны соцлагеря.

Мне понравилась формулировка одного из блогеров, касательно предупреждения, описанного Ефремовым.

Освобождение времени от труда приведёт к потреблению, а не саморазвитию. Советское руководство проблемы потребления в упор не замечало, в отличие от более честных по отношению к самим себе, капстранам.

Ну и мы понимаем с вами, что просто так взять у богатых и поделить среди всех, это не решение проблемы. Свободное время должно цениться, а деньги нужно зарабатывать своим трудом, а не отнимать силой у богатых.

Вот так и получилось, что все грехи внеземных империй Ефремова оказались отражением советской действительности.

Кстати, проблемы были не только у Ефремова. Стругацких неоднократно таскали в КГБ, а на А. Днепрова и вовсе начались гонения в Союзе Писателей (там ещё его еврейское происхождение сказалось).

Читайте о Днепрове в моей старой публикации.

И что мне стало известно. Читатель, ты ещё не подписан на Telegram-каналы нашего коллектива и на мой личный.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.