Я долго игнорировал его для разбора, хотя и часто почитывал. В студенческие годы я считал увлечение Стивеном Кингом попсой, а мистику находил наивной. А зря, на самом деле. Позже я неоднократно к Кингу обращался, вот недавно по рекомендации приятеля решил снова взяться за книгу американского классика.
Почему американского?
Мирового. Вот где, а в России Кингом просто завалены полки. Я всегда говорил, что на культурном уровне между русскими и американцами проходит невидимая параллель. Мы, вроде бы, европейцы, но с большим удовольствием смотрим и читаем тех же американских авторов.
Да и чаяния Кинга, его, казалось бы, «американские страхи» так любимыми российскому сердцу))
В чем отличительная черта Кинга?
Дело не в мистическом составляющем его книг, тогда бы они не были столь интересны. Хотя, ужасы и мистика всегда популярны. Но тут дело в том, что его рассказы и романы о каждом из-нас.
Красной нитью там проходят бытовые проблемы, психология взросления, психология старения, прощания с былым. Это общечеловеческие проблемы.
Возьмем «Оно» — это не просто история некоего ужаса из параллельного мира. Это история маленького городка, история перехода из детского мира во взрослый.
«Сияние» — даже если говорить о фильме, то он стал этаким флагманом проблем домашнего насилия.
«11.22.63» — не просто история о путешествии в прошлое, это история о том как человек нашел себя, история о «белой» Америке 50-х, 60-х.
«Зеленая миля» затрагивает темы, поднятые еще в «Убить пересмешника».
Каждый раз, прочитав что-то из Кинга я думал, в чем же его секрет такой. И вот, недавно, нашел для себя ответ.
1. Кинг — это о наших с вами страхах и проблемах
Повторюсь. Истории Кинга затрагивают наши чаяния и страхи, независимо откуда ты и чем живешь.
2. Кинг — превосходный рассказчик
Это главный секрет любой успешной книги. Она может быть о чем угодно, о сказанном сотни раз, но если ты умеешь интересно пересказать, тебя будут считать лицом этого сюжета. Яркий тому пример Вербер, который писал обычные сюжеты в фантастике, если говорить о короткой прозе, но как это делал.
3. Кинг — это провинциальная Америка
Никогда не думали, почему так популярны комедийные сериалы по ТНТ, либо драмы, вроде «Чики»? Потому что они про «простую» понятную Россию. Тоже самое и Кинг, это про простого среднестатистического американца, с простыми среднестатистическими проблемами.
Неплохая лекция о Кинге была у Д. Быкова, кстати.
Сейчас дочитываю «11.22.63». До этого смотрел очень неплохой мини-сериал по этому роману. Советую с него начать, а потом прочесть и книгу. Да с любым произведением делать так, в том числе и с Кингом.
И еще.
Бытует стереотип, что Кинг — король кошмаров.
В целом, так и есть.
Но у него, кроме всего прочего есть и добротная фантастика, и реализм. В том же «11.22.63» еще и политический момент затрагивается, особенно мне понравился диалог главного героя, который объясняет или пытается объяснить возлюбленной как разрешиться «Карибский кризис».
Здесь очень хорошо демонстрируется мнимое военное превосходство:
«— Ты знаешь, как говорят фокусники?
— Кто?
— О чем ты говоришь?
— Они говорят: можно обмануть ученого, но никогда не обманешь другого фокусника. Пусть твой Муж преподает научные дисциплины, но он отнюдь не фокусник. Россияне, однако, как раз фокусники.
— Ты не понимаешь. Джонни говорит, что они просто должны начать войну, и скоро, так как сейчас они имеют ракетное преимущество, но оно не будет длиться вечно. Вот потому они и не отступят с кубы. Это просто повод.
— Джонни пересмотрел тех телерепортажей, когда у них ракеты на Первое мая таскают по Красной площади вероятно, также не знает. А того он не знает и тот же сенатор Кикел, что больше чем полови на тех ракет не имеют двигателей. Ты не должен… ты не можешь…
Он не знает, сколько межконтинентальных баллистических ракет взрывается на стартовых площадках ках в Сибири из за некомпетентности их ракетчиков. Он не знает, что больше половины тех ракет, которые сфотографировали наши 1-2, это на самом деле раскрашенные деревья с картонными стабилизаторами. Это всего лишь ловкость рук»
В ряды фантастов Кинг так и не стал, больше его ставят на одну полку с… Кингом.
Нет, серьезно, в книжных у Кинга отдельные стеллажи.
И я понял уже давно, Кинг — это и попса, и не попса.