Я давно искал встречи с Геннадием Ивановичем Тищенко, но известный художник живёт в довольно активном ритме, несмотря на свой возраст, поэтому связаться с ним тяжело. Наконец недавно, я смог найти его контакты. И, как всегда, столько вопросов, столько тем прокручивалось в голове, а как созвонился, из-за нехватки времени, а то и не всегда хорошем качестве связи, многое осталось не досказанным.
Тем не менее, кое-что я успел записать, кое-что запомнить. Для меня это знаменательное событие, я с самого детства был впечатлён его историями об инспекторе Янине.
Конечно же, меня интересовало как Геннадий Иванович пришёл к тем образам, которые изобразил в своих картинах.
От рассказов к мультфильмам
Я неоднократно отмечал, что «А.М.Б.А.», это настоящий био- и киберпанк, а ведь написал свои истории художник ещё в далёкие 70-е, когда на Западе об этом жанре никто ничего не знал, да и, в целом, киберпанк считается детищем 80-х. Увы, но наша извечная закрытость общества привела к тому, что замечательное, обогнавшее своё время, творение так и не вышло за пределы СССР, а теперь России.
Геннадий Иванович сразу отметил, что любая картина – коллективный труд, а что касается «А.М.Б.А.», то немалую роль в изобразительном решении картины сыграл молодой художник Александр Ерёмин (кстати, в образе Макса из «А.М.Б.А.», он воплотил себя, а Геннадий Иванович представил свой идеализированный образ в инспекторе Янине). Для него это стало очень почётной работой, так как когда-то его заинтересовал рассказ Геннадия Ивановича, опубликованный в сборнике «На суше и на море».
Александр Ерёмин был полностью самоучкой, но он привнёс в создание картины интересные идеи и свежую струю. Тогда уже были популярными анимэ и комиксы, в том числе ими интересовался и Александр, что и наложило отпечаток на эстетику фильма.
Несмотря на сжатые сроки и маленький бюджет, «А.М.Б.А.» была закончена, вызвав настоящий резонанс в среде мультипликаторов и любовь зрителей.
Геннадий Иванович вспоминал, что их работы были показаны на ежегодном отчёте. Он отчётливо запомнил, как после показа «А.М.Б.А.» в зале воцарилась тишина. Все были поражены, так как фильм такого уровня был снят на какие-то копейки, к тому же студией, которая считалась по уровню анимации ниже знаменитого «Союзмультфильма». Для примера, на «Союзмультфильме» работало около 600 специалистов, против 200 в «Мультелефильм».
История, канувшая в лету
Мне грустно было слышать, что планировалось снимать 24 серии об инспекторе Янине, которые должны были быть показаны каждое воскресенье, но мечтам не было суждено сбыться.
Студию нагло отобрали представители «НТВ» в 1995 году.
Несмотря на договор Геннадия Ивановича с соруководителем студии на право её использования, записями с мультфильмами начали распоряжаться другие люди. Г. Тищенко вспоминает, что прошло какое-то время, и он с удивлением обнаружил продажи видеокассет, а потом и DVD с их работами.
Предприимчивые ребята из «Крупного плана» прибрали всё к рукам, сделав на мультфильмах неплохие деньги. Художник пояснил, что так они решили это не оставлять. Но приглашённые ими адвокаты откровенно сказали, что в этом замешаны огромные деньги и правды вряд ли здесь добиться (а ещё это были 90-е и всё могло закончиться непредсказуемо – прим. ред.).
Тяжёлые времена
Для Геннадия Ивановича, как и для многих его коллег на тот момент, наступили трудные времена. Как вспоминал художник, приходилось перебиваться коммерческими работами, чтобы зарабатывать хоть какие-то деньги. Приходилось рисовать портреты на Арбате, да и сейчас, несмотря на свой возраст, Геннадий Иванович затрачивает на дорогу до места работы около 8-ми часов.
На мой вопрос, не пробовал ли он искать спонсоров, меценатов, художник пояснил, что в области кинематографа сложная ситуация. Всем заправляют четыре крупных «клана». Если ты кним неотносишься, то пробиться тебе тяжело.
Как я понял со слов Геннадия Ивановича Тищенко пробиться через них очень тяжело.
А ведь были работы, которые и вовсе преднамеренно портили, многие идеи так и пылятся на полках.
Мэтры анимации
Не мог я обойти стороной и другие мною любимые картины советской анимации. Как-никак, а труд этих художников, поистине заслуживает внимания. Мы поговорили о Тарасове и его «Контакте» и «Контракте», я вспомнил шикарный мультфильм – «Полигон» художника Петрова. Он использовал сложную технологию, если обычно в день уходит 50 фаз при работе над картиной, то у Петрова выходило не больше 2-х.
Кстати, Тарасов, создавая не менее знаменитый «Перевал», позаимствовал рисунки у Фоменко, ныне печально известного своей «шедевральной альтернативной историей».
Фантастика в России
Не смог я обойти и эту тему, тем более что меня обвиняли некоторые читатели в предвзятости к нашей фантастике. Я поинтересовался у Геннадия Ивановича, почему же мы так и не вышли в авангард мировой фантастики, ведь у нас были интересные авторы, интересные идеи.
Художник пояснил, что, по его мнению, в редакторах, за редким исключением, сидят перестраховщики, не очень эрудированные люди, которым было проще всего зарубить что-то новое, что-то непонятное, непривычное.
Многие в кругах писателей, в том числе и фантастов, были диссидентски настроены. Они поддерживали, соответственно, своих единомышленников.
Геннадий Иванович Тищенко упомянул Стругацких. Он уважает и ценит советских фантастов, но своим творчеством они, как и многие другие писатели, с диссидентской подоплёкой, подорвали авторитет советской литературы, в том числе и фантастики.
К сожалению, не могу передать всю беседу целиком, но могу заверить, разговор вышел интересным и даже душевным. Мне остаётся только пожелать Геннадию Ивановичу Тищенко здоровья и творческих успехов.
Надеюсь, инспектор Янин всё же вернётся в нашу анимацию.