От дизель до биопанка в советском искусстве

Почему стимпанк, дизельпанк и киберпанк спросите вы? Недавний выпуск нового обзора на канале Nvision натолкнул меня на мысль собрать образцы советского и постсоветского дизель, кибер, био и стимпанка.

Сразу оговорюсь, что некоторые мультфильмы косвенно касаются эстетики вышеперечисленных жанров. Ещё оговорюсь, что перечень не полный, в комментариях милости прошу предлагать свои варианты.

А начну я с легендарного сатирического фильма Данелия «Киндза-дза». Этот фильм, в принципе, нечто необычное не то, чтобы для советского, но и для мирового кино. Юмор, доведённый до гротеска, сатира, доведённая до абсурда, а ещё эстетика «ржавого будущего», — всё это превратило советскую киноленту в настоящий шедевр 20 столетия.

Наверное, даже и не стоит указывать, в чём именно «Кидза-дза» выражает дизельпанк. Это, в принципе, чистый дизельпанк, кстати, один из немногих в мировой киноиндустрии, если не единственный, так как чаще всего мы имеем дело либо со стимпанком, либо с ретро-футуризмом.

Если с первым фильмов вопросов вряд ли возникнет, то эта советская сказка требует пояснения. Я даже раньше не задумывался над тем, что «Раз, два, горе – не беда может выступить в качестве, стим, а то и дизельпанка. Напомню сюжет. Он повествует о дух братьях: отставном солдате Иване – образ типичного рубахи-парни, «специальном богатыре» — сельском мажоре, завидующем старшему брату. Живут они себе спокойно в некотором царстве-государстве, пока не приезжает к ним заграничный король. Между русским царём и импортным королём возникает ссора, в результате которой тот привлекает в качестве последнего аргумента некое оружие – огромного робота, которым управляет с помощью свистка.

Но вот беда, богатырь умудряется повредить роботу «ухо», отчего тот выходит из под контроля. Король плачется своему русскому коллеге, сетуя на то, что робот разрушив всё здесь, рано или поздно дойдёт и до его королевства, ведь Земля то круглая (намёк на ядерное оружие).

В дело вступает старший брат, которого робот тяжело ранит своим последним выстрелом.

Причём здесь стим и дизельпанк, спросите вы?

В фильме много техники, работающей на пару, оружие, словно сделанное из металлолома, сам робот, сплошь ржавый и, состоящий из мятого металла, лазерное оружие, в ржавом корпусе.

Наверное, создатели фильма сами того не догадывались, что их шутливая сказка превратиться в предмет обзора, касающегося стим и дизельпанка.

«Стеклянная гармоника». Сюрреалистическая ода фантастике. Мультфильм насыщён образами из произведений Босха, Брейгеля, Боттичелли, а рассказывается в нём об изобретателе, который с помощью своего изобретения – необычного музыкального инструмента, пытается пробудить в душах жителей «Страны Жёлтого дьявола» (намёк на меркантилизм и жадность) человечность и тягу к прекрасному. В мультфильме присутствуют черты не то, чтобы стимпанка, а некоторых его разновидностей, хотя и стимпанка тоже.

Увы, изобретателя уничтожает не то сам дьявол, не то его приспешник, но ему нас смену приходит новый изобретатель…

Не забудем про стичпанк — жанр, в котором главными действующими героями выступают куклы или заводные механизмы. Подобные сюжеты любили в кукольных мультфильмах, в частности был мультфильм, который, к сожалению, сложно найти даже в сети, где главные персонажи были деревянные куклы: солдат, которого приводили в действие при помощи завода, деревянная собака с трансформирующимися частями тела.

Кто помнит, что это за мультфильм, прошу написать нам в комментариях.

Ещё один вариант дизельпанка – «Остров ржавого генерала». Одна из историй про Алису Селезнёву, девочку из будущего, придуманную легендарным советским фантастом Киром Булычёвым. По сюжету, Алиса играет роль в фильме про Красную шапочку, но во время съемок попадает в плен к старым боевым роботам. Роботы сплошь словно сделаны из металлолома, что подчёркивает их старость и анахронизм идеи войны для цивилизованного будущего.

Нельзя не отметить сразу несколько экранизаций легендарного советского фантаста А. Беляева. Стоит отметить вообще творчество Беляева, как образец биопанка и киберпанка. Да, да, вы не ослышались. «Голова профессора Доуэля» содержит в себе черты киберпанка, вспомним головы, живущие при помощи механизмов жизнеобеспечения, а «Человек-амфибия», с его пересадкой жабр человеку, «Человек, нашедший свое лицо», модификация человеческого тела.

И завершит на сегодня публикацию мультфильм Г. Тищенко «А.М.Б.А.». его можно смело назвать первым постсоветским био и киберпанком. Здесь есть и живой мозг, подключённый к компьютеру, и генная модификация целой флоры и фауны планеты Мирры, и пересадка головы учёного биороботу.

Свои предложения по поводу наличия в советском и постсоветском искусстве био, кибер или разновидностей стимпанка, пишите в комментариях.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.