«Любознательные путешественники тем временем отправились в путь; первым делом они перескочили на кольцо Сатурна, а затем стали переправляться с луны на луну».
ВОЛЬТЕР «Микромегас».
Древние индусы не только знали о существовании планеты Сатурн задолго до открытия её в Европе, но и изображали в виде глаза, подчёркивая тем самым особенность этой планеты – наличие у неё кольцевого обрамления. Его-то не разглядел Галилео Галилей, спустя века вновь открывший шестую по удалённости от Солнца планету (не позволило оптическое разрешение примитивного телескопа). Не удивительно ли, что индусские астрономы далеко превзошли европейских последователей? Внешняя особенность строения Сатурна была объяснена Х. Гюйгенсом только в 1655 году. Таким образом, ВОЛЬТЕР в повести «Микромегас», упомянув о кольце Сатурна, донёс до читателя одно из наиболее передовых астрономических достижений своего времени. Он поступил совсем так, как поступает любой современный писатель, специализирующийся на научной фантастике.
В 1675 году астроном Дж. Кассини открыл просвет между двумя кольцами Сатурна. Перед персонажами рассказа С. ЛЕМА «Дознание», доставленным в этот самый просвет, названный «делением Кассини», была поставлена задача – произвести там гравитационные измерения.
Не противоречит современным научным воззрениям и название романа П. ФРЕНЧА «Лакки Старр и кольца Сатурна». Ведь если соблюдать точность, то колец у этой планеты насчитывается семь. Лишь в фантазиях робота-литератора Анодия Сатурн окружают всего три кольца, но зато каких! На одном из них обитают муравьи, питающиеся… небытиём! Составные части другого кольца имеют такую необычную астрофизическую природу, что превращают реальность в избыток материи, перерабатываемой этими самыми муравьями. А находясь в третьем кольце, даже робот силой своего искусственного интеллекта и воображения может создавать любые желаемые миры. Подробности – в рассказе В. ЗЕГАЛЬСКОГО «Приключения в кольцах Сатурна».
Первое космическое путешествие на рассматриваемую планету фантастический персонаж совершил в романе испанского автора ТИРСО АГИМАННА де ВЕКА «Буря на самой прекрасной планете». Со времен написания этого романа гипотетическим космонавтам особенно везло на обитаемые миры, где бы ни находились братья по разуму – хоть на самом Солнце. В романе МАРАЛЯ – ВИЖЕ «Огненное кольцо» (1922) Сатурн населяют пастушеские общины, а местная фауна живо напоминает земных динозавров.
Иной взгляд. «Через некоторое время мы приблизились к Сатурну. Окруженный кольцами и спутниками, он величаво плыл к нам навстречу. В телескоп я разглядел, что всю поверхность планеты занимали воды. Ни единого островка не поднималось над безбрежными водными просторами. Эта наиболее юная из планет находилась еще в состоянии младенчества. Немало веков пройдет, прежде чем над поверхностью пустынных вод поднимутся материки и жизнь расцветет на планете. Интересно знать, какие формы примет жизнь на Сатурне? Я представил себе морских чудовищ, бороздящих сонные воды планеты и выползающих отдохнуть на песчаные отмели». Такова рассматриваемая планета в романе Ф, РИДЛИ «Зелёная машина» (1926).
Потребовалась определённая эволюция взглядов, чтобы подобные картины воспринимались не иначе как в шутку: на космической таможне землянин якобы мог постоять в очереди рядом с живым сатурнианином – существом с четырьмя присосками и одетом в «бежевый шланговик» (С. ЛЕМ «Звёздные дневники.»).
Поскольку скалистое ядро Сатурна окружает слой металлического водорода толщиной в 30000 километров, вопрос о существовании аборигенов из числа гуманоидов отпадает сам собой. По свидетельству одного в меру эрудированного дьявола, разумные обитатели Сатурна похожи на грибы, поставленные на ходули (А. ПОРДЖЕС «Саймон Флэгг и дьявол»). Но, внимая нечистой силе, не рекомендуется верить ей на слово. Порой её отдельные представители не только обнаруживают вопиющие пробелы в математике, но и сами небесные объекты путают. Так провинившийся демон Кармадон опасается, что в наказание ему поручат мелкую и рутинную работу – «заметать песком канавы на Сатурне» – и таким способом морочить головы земным астрономам. Наверняка, демон перепутал рассматриваемую планету с Марсом, где загадочным образом исчезли все «каналы», некогда открытые Дж. Скиарпелли. Вывод очевиден на страницах романа В. ОРЛОВА «Альтист Данилов».
Экспедиция на уникальном планетолёте «Христиан Гюйгенс» не нашла на Сатурне признаков разумной жизни. Впрочем, в рассказе Г. ГАРРИСОНА «Давление» экипажу пришлось много и экстренно заниматься проблемой собственного спасения. Зато персонажам рассказа Р. РИДА «Герой» довелось увидеть представителей местной фауны, во многом напоминающих подводных обитателей Земли и питающихся на Сатурне взвешенным в его атмосфере «планктоном».
В романе В. САВЧЕНКО «За перевалом» земляне деловито монтируют вокруг Сатурна семь десятков аннигиляционных искусственных солнц. Понятно, что при таком подогреве прежняя планета изменится до неузнаваемости, её ядро превратится в «заготовку», а часть атмосферы, видимо, улетучится в космическое пространство. То есть потребуются дальнейшие и обширнейшие работы по астроинженерному преобразованию того, что некогда было Сатурном
Наиболее подходящими для создания космических поселений могут стать некоторые из спутников Сатурна. Физические условия на Титане якобы напоминают те, что существовали на Земле около четырёх миллиардов лет назад. Здесь, конечно нет никаких разумных обитателей, каковых мы видим в романе Ф. ДИКА «Игроки с Титана», или в рассказе Ю. МЕДВЕДЕВА («Чёртова дюжина «Оскаров»).
Штурм рассматриваемой планеты было бы логично начать с его многочисленных лун, а при создании там объектов на первых порах заботиться об их изолированности от внешней среды. В рассказе В. МИХАЙЛОВА «Ручей на Япете» земляне успели построить на означенном спутнике только автоматический комбинат при урановых рудниках.
А иногда освоителей Солнечной системы могут подстерегать и полные неожиданности. В верхних слоях атмосферы Титана, до которого бы хоть только добраться, некие инопланетяне распылили жизнестойкие грибковые споры, которые, попав в организм землян, превратят тех в сверхъестественных существ (С. и Д. Робинсон «Звёздный танец»).
В заключение ещё одна любопытная деталь.
Сатурн был назван в честь древнейшего римского бога урожая. Но предназначение этого божества на самом деле спорно. Первоначально имя Сатурна отождествлялось с этрусским божеством Сатре (богом золотого века). Примерно с III века до нашей эры оно стало синонимом бога времени Кроноса. У римлян существовал обычай проводить сатурналии – ритуальные празднества с элементами маскарада.
Сроком всего в несколько дней люди пускались в разные чудачества. Рабам дозволялось чуточку повластвовать над господами. С точки зрения христианских клерикалов, такие языческие игрища явно произошли «от лукавого». Да и сам Сатурн напоминает и козлище, и чёрта. Дж. Р. Р. ТОЛИЕН, похоже, будучи в курсе дела, не пожелал произносить имя врага человеческого всуе, и умело «навёл тень на плетень». Сопоставьте имя главного воплощения Зла в его «Властелине колец» с парой других: САТУРН…САТАНА…САУРОН!..