Очень странные дела с «Очень странными делами». Сериал стал культовым. Впрочем, сериалы Netflix и HBO давно уже стали «фабрикой культового кино». И мне непонятно, почему именно он взорвал интернет.
Нет, я сейчас не собираюсь заниматься брюзжанием, сериал и, правда, хорош. Он интересен, динамичен, в нём тщательно подобраны актёры, которые отлично играют, но ничего нового, в плане ключевой идеи в нём нет.
Наверное, я слишком искушён в вопросах фантастики. В этом плане, я завидую знакомому блогеру – Shmule, погружающемуся в мир фантастики, после долгого её игнорирования.
С другой стороны, новизна ещё не признак интересного сюжета. Вспомним некогда популярного Бернара Вербера. Его сюжеты не пестрили оригинальной идеей, но они выглядели оригинально в художественном плане, напоминая все клише «новой волны».
Мне кажется, что, кроме интересного сюжета, «Очень странные дела» покорили зрителя своим отсылом к 80-м.
Да. Мы все любим 80-е. Никакая другая эпоха не выглядит такой разнообразной, яркой, но осмысленной, как 80-е. Более того, многие успешные картины используют что-нибудь из 80-х: музыку, место действия, персонажей.
«Очень странные дела» не просто используют эстетику 80-х, само действие фильма происходит в 80-х. Этот сериал выглядит так, если бы Спилберг решил экранизовать Кинга, ну или Кэмерон, или даже Тим Бёртон.
С первых моментов, ты начинаешь думать, что имеешь дело с вариациями на тему Стивена Кинга: дети, мистика, пропажа детей. Потом всё переворачивается, и ты оказывается где-то неподалёку от мест, где происходят события из «Полёта навигатора» и «Инопланетянина».
Вообще, сериал понравится не только любителям 80-х. Несмотря на всю эстетику, в духе ретро, он вполне современен, в нём нет затянутости и наивности.
Сюжет повествует о четвёрке закадычных друзей. Это обычные американские школьники (скорее, обычные школьники, так как большой разницы, на самом деле, нет, американские они, русские или уругвайские), которые любят игры, музыку, катание на велосипедах. Они немного мечтательней своих сверстников, за что оказываются предметом насмешек со стороны не очень умных старшеклассников.
Но однажды с ними происходит то, о чём мечтал бы каждый такой ребёнок, они оказываются в центре странных и даже страшных событий. Я бы сказал, что здесь снова Спилберг уступает Кингу, что будет происходить на протяжении всего сериала.
И тут создатели сериала вылили на зрителя все фантастические клише, от параллельных миров с чудищами, до теорий заговоров. Происходят ужасные события – пропадают дети, первым пропал один из четверых мальчиков, затем девочка-подросток. Мать пропавшего мальчика не верит в его смерть, когда видит тело в морге, за что получает славу помешавшейся женщины, но, со временем, не только она понимает что за произошедшим стоит кто-то более значительный, чем просто таинственный похититель детей.
Шериф проникает в морг, где лежит тело мальчика, и обнаруживает что оно не настоящее (кстати, форма у шерифа та самая, которая фигурировала в фильме «Челюсти»).
Ещё большей запутанности добавляет странная девочка, сбежавшая из секретной лаборатории (тут начинается нечто похожее на темы из «Людей-Икс», но на способностях девочки и заканчиваются).
Что ж, надо признать, что «Очень странные дела» умеют заинтриговать. Мне кажется, ещё одна причина успеха в том, что эта такая полумистика-полуфантастика. Зрителю хочется, с одной стороны, чего-то волшебного, с другой, каждый из-нас жаждет, чтобы оно было связано с обыденным. Нам хочется, чтобы мы почувствовали себя героями происходящего, чтобы мы ощущали реальность действия. А что может быть реальнее, как дети, с их мечтами и фантазиями.
Если раньше подобное кино, выглядело бы, скажем так, наивно, даже по одним только спецэффектам, но теперь, те же «Очень странные дела», вполне тянут на хороший приключенческий сериал, обильно обогащенный триллером и мистикой.
Мне кажется, что успех Netflix и HBO связан с тем, что они не клишируют свои сериалы, не монополизируют сюжетные линии. HBO выглядит, в этом плане, более брутальным, остросоциальным, Netflix же обильно разбавляет свои сериалы комиксами, но рассматривая их под более философским углом так, что даже Фрэнк Миллер позавидовал бы.
Первые два сезона «выстрелили» с таким головокружительным успехом, что в третьем сезоне суммы гонораров у актёров подскочили в несколько раз. Сериал «Очень странные дела» сразу же, после первых просмотров, получил лестные отзывы и от зрителей, и от кинокритиков. На веб агрегаторе Rotten Tomatoes ему присвоен рейтинг в 94%.
Кинг и дель Торо начали рекомендовать «Очень странные дела» к просмотру своим поклонникам и друзьям, вот уж, по-настоящему, высокая оценка.
Что интересно, по словам актёров сериала, братья Даффер создавали сценарий, чуть ли не по ходу съёмок, часто отталкиваясь от событий в кадре. Так что, можно с уверенностью сказать, что «Очень странные дела», создавались всеми участниками съёмок. Главный антагонист пришёл в сериал из впечатлений от «Dungeos & Dragons».
В целом, рекомендую к просмотру, хотя сериалы Netflix и HBO в представлениях и рекомендациях не нуждаются, это уж точно.