«Господин оформитель» — кино стильное, кино «вкусное», сочетающее в себе щепетильность советской кинотрадиции и инфернальность, модернистский настрой переломной, на тот момент, эпохи.
Это одна из первых картин на советском экране, выдержанная в лучших традициях мистики. «Господин оформитель» — невероятный дебют режиссёра Олега Тепцова, снятый по мотивам рассказа А. Грина «Серый автомобиль».
Платон Андреевич (В. Авилов) – известный художник-оформитель Петербурга не просто выполняет частные заказы, он пытается продлить жизнь человека в своих работах, в скульптуре, на рисунках. В чём-то Платон Андреевич – утопист и гуманист, ведь его искусство, это попытка побороть саму смерть, состязаться с божеством.
Наконец, в его карьере происходит нечто новое и необычное, когда один из ювелиров заказываем ему оформление витрины магазина. Платон Андреевич ищет натурщицу для своей работы и находит бедную молодую девушку Анну, умирающую от чахотки. Он создаёт из неё манекен, вкладывая в свой труд всю душу, все свои надежды и мечты.
Через несколько лет некогда известный художник впадает в забвение, еле сводит концы с концами, начинает употреблять морфий. Дабы как-то выкарабкаться из своего положения, он принимает заказ богача Грильо на оформление его дома. Платон Андреевич в замешательстве, ведь перед ним точная копия той самой девушки, с которой он ваял скульптуру. Допытываясь, кто она, художник получает ответ: «Забудьте об Анне. Её больше нет».
Между тем, «Господин оформитель» окружает зрителя какой-то ужасающей эстетикой, особенно когда художник впадает в зависимость от загадочной барышни. Он делает ей предложение, но получает отказ, мотивированный тем, что слишком беден. Но, даже после выигрыша, уже разбогатевший, он снова получает отказ.
Самое ужасное, что предмет его вожделения – ожившая скульптура. Вот она, во всём своём величии, вот она мечта художника, сбывшаяся, ужасающая. Его скульптуры могут оживать, Анна живёт в лучшей из работ Платона Андреевича, но Анна ли это…
Мария – ожившая скульптура, убивает Грильо, овладевая его имением. Теперь её новая жертва – художник.
Невероятно эстетичный фильм, с какой-то инфернальной дьявольской эстетикой. Такой, почти сатанинской красотой обладали разве что произведения Булгакова.
«Господин оформитель», по сути, не имеет откровенно «кошмарных» сцен, за исключением одного момента, довольно простого с позиции киномонтажа и спецэффектов, но до того пробирающего зрителя.
Авилов, снявшийся в главной роли, от природы инфернален, а прибавьте к этому музыку легендарного С. Курёхина, и вы получите нечто невообразимое для советского кино.
Я даже не буду здесь указывать, что мне не понравилось, так как «Господин оформитель» — кино совершенно иного уровня, высокого полёта, отточенного стиля.