«Космическая одиссея 2001» — жизнь на осмысление

Космическая одиссея 2001

«Космическая одиссея 2001» — культовый фильм Стэнли Кубрика. Даже не просто фильм, а нечто большее. Сам режиссёр признавался, что собирался делать не просто фильм, а произведение искусства, которое должно восхищать, пугать, вызывать трепет, да что угодно, только не оставлять равнодушным. И равнодушным он точно никого не оставил.

«Космическая одиссея 2001» — стильный проект, основанный на первой части одноимённого романа А. Кларка, ставший более расширенным продолжением рассказа «Часовой».

Фильм сильно отличается от книги, тем более, что у книги есть продолжение, в которой второго пилота возвращают к жизни. Надо сказать, что романы более динамичные, но не лишённые философской подоплёки.

Фильм «Космическая одиссея 2001» теряет в динамике, но не теряет в философском, а лучше сказать, в психологическом аспекте.

Параллельно с фильмом, я смотрю цикл документальных фильмов Кэмерона об истории научной фантастики. Почти все культовые режиссёры признаются в любви этому фильму.

Пришельцы или боги?

В фантастике инопланетян представляют либо богами, либо демонами, по сути, это две стороны одной монеты – обожествление. Сводить все гипотезы инопланетного вмешательства к религиозности я бы не стал, есть и более сухой научный подход, однако чаще всего, опыты похищения и общения описывались с некой насильственной подоплёкой, либо аллегории общения с божеством.

Может быть, опыт божественного перенят с общения с пришельцами?

Кто знает, пока контакт не будет установлен и подтверждён, всё это только красивые догадки.

У К. Юнга была гипотеза, согласно которой божественное мы переносим на образы НЛО, выражая, тем самым, архетипы в нас, коллективное бессознательное.

Космическая одиссея 2001

Наличие архетипов в том виде, в каком преподносил их психоаналитик как и коллективное бессознательное, это тоже слишком умозрительная конструкция. Объясняя через данные категории возможные контакты с пришельцами, мы пытаемся неизвестное объяснить через неизвестное.

В любом случае, чаще всего, инопланетяне, даже в НФ, это некий объект поклонения или же воплощение негативных человеческих черт (агрессия, безжалостность, милитаризм). В конце концов, хорошими или плохими ли мы их представляем, но пришельцы всегда воплощение нас самих, наших с вами качеств.

Гуманистическая фантастика

Насколько бы негативными не демонстрировались наши черты в фантастике, НФ часто является гуманистической, как в случае с Кларком, в Одиссеи которого воплотилось восхищение человеком. Пусть, согласно роману, древний примат стал разумным, благодаря силе из вне, но в этом содержится аллегория к тому как древняя обезьяна, дрожа от грозы и рычания хищников, в итоге вознеслась к звёздам. Начав свой путь в саванах, род человеческий ступил на Луну.

«Космическая одиссея 2001» изображает этот великий скачок. Ведь вдумайтесь, по геологическим меркам, человек сделал этот скачок за считанные секунды.

В человеке много плохого, но это не лишает ценности человеческого гения, человеческой жизни. Да, среди нас много негодяев, да, порой начинаешь думать, что люди не заслуживают жизни, но человек не лишён гуманизма. Мы помогаем ближним, боремся с экологическими проблемами. Чем развитей страны и народы становятся, тем больше они думают об окружающей среде.

Искусственный разум как жертва

«Космическая одиссея 2001» изображает три вида разума. Человеческий разум, инопланетный, на который нам намекают и разум искусственный. Для тех, кто не знаком с фильмом, роль ИИ ограничивается жуткими интригами и убийствами, но в итоге мы понимаем, что он тоже пострадал из-за интриг человеческих. Он выполнял приказ – до последнего держать истинную цель миссии в секрете, не давать её сорвать астронавтам.

И кто же здесь виноват?

Люди, а не ИИ. Из-за интриг пострадали члены экипажа, но из-за интриг человеческих.

«Космическая одиссея 2001» сделала ещё более популярным образ ИИ, как злого гения. При этом, не просто убийцы, а тонкого игрока и психолога, который пытается манипулировать космонавтом, взывая к его чувствам, человеческому желанию в виде в ИИ нечто живое.

А может он и был живым?

«Космическая одиссея 2001» — шедевр. Скучноватый, пленительный, оставляющий много вопросов, но шедевр. 1968 год, а как смотрится.

Кларк был новатором в фантастике, Кубрик – в кино.

Кларк предсказал кучу технологий в фильме «Космическая одиссея 2001», Кубрик сделал революцию в кино.

Следует отметить, что Кубрик снимал фильм при участии Кларка, поэтому, можно предположить, для писателя эта история стала неким переосмыслением философии фантастики.

Космическая одиссея 2001

Кстати, я поймал себя на мысли, что в сцене с демонтажём ИИ мне жалко компьютер. Он выглядит очень человечно, несмотря на то, что по ходу фильма мы не видим его как нечто цельное. Мы слышим только голос, но голос очень человеческий.  

Может быть, это моя слабость к роботам во мне говорит, что мне кажется, что ИИ такая жертва, как и члены команды.

«Космическая одиссея 2001» фильм, который даже не стоит рекомендовать, так как каждый уважающий себя поклонник фантастики должен его посмотреть, а затем прочесть дилогию Кларка.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.