Звездолёты

звездолёты

Фантастические персонажи начали осваивать ближний космос (Луну, Марс, Венеру) намного раньше, чем космос дальний, тот, что расположен за пределами Солнечной системы. Поэтому и специальный термин для обозначения космического аппарата для путешествий к звёздам был придуман не сразу. Фантастические первопроходцы космоса пользовались разнообразной лексикой для обозначения космического транспорта: морской корабль у Лукиана Самосатского, просто шар у Герберта УЭЛЛСА, торпеда у Клайва ЛЬЮИСА, этеронеф у Александра БОГДАНОВА…

Произошёл перенос морских реалий на дела космические, и в англо-американской фантастике появилось ходовое слово «starship» — звёздный корабль. Однако уже наступила эпоха развития авиации, и необходимую коррекцию в соответствующую отечественную терминологию внёс К. Э. Циолковский. В 1932 году на страницах советского журнала «Знание — сила» появилась его статья. Вот выдержка оттуда: «ЗВЕЗДОЛЁТ — тот же аэроплан, только без воздушного винта. В виду чрезвычайной быстроты движения крылья имеют едва заметную вогнутость. Элементы взрыва, т.е. горючее и кислород, разъединены… Они накачиваются в карбюратор двумя поршневыми насосами. Здесь они встречают особую «решетку смешения» и взрываются разными известными способами. Из огненной камеры они устремляются в коническую трубу, из которой быстрым, охлажденным от расширения и разреженным потоком, вырываются наружу в кормовой части снаряда. Отдача этих газов и производит непрерывно ускоряющееся движение ракеты. У расширенной наружной части трубы (дюзы) находятся рули: направления, высоты и боковой устойчивости. Благодаря стремительному потоку выхлопных газов они работают и в пустоте независимо от окружающей среды…».

Здесь необходимы некоторые пояснения; звездолёт Циолковского ещё очень близок по конструкции к популярным у нас в те годы задумкам ракетопланов. (Смотри  статью РАКЕТОПЛАНЫ).

Возможно, неологизм «звездолёт» уже «витал в воздухе», но потребовалось ещё некоторое время, чтобы он прочно закрепился в лексиконе отечественных фантастов, ибо англоязычные авторы вряд ли им пользуются. Starship их вполне устраивает.

Несмотря на языковые различия, сформировалось устоявшееся представление о неких обязательных чертах звездолёта. При создании даже фантастических звездолётов фантастам необходимо обращать внимание на, как минимум, три взаимосвязанные научно-технически проблемы: энергетика, надежность, обитаемость.

К тому же промежуточным звеном между ракетопланами и звездолётами должны бы стать ПЛАНЕТОЛЁТЫ. Но о них разговор особый.

В романе И. ЕФРЕМОВА «Туманность Андромеды» (1957) субсветовые звездолёты стартуют один за другим и стартуют непосредственно с земной поверхности — то есть оттуда же, где они и строятся. Повышаются затраты на топливо, неимоверно усложняется вся конструкция условного звездолёта и каждый старт грозит малой или большой экологической катастрофой.  Это, видимо, осознавал и сам ЕФРЕМОВ, придумав взлёты и посадки не на анамезонных моторах, а на обычных двигателях.

звездолёты

Логически обоснованная мысль — строить звездолёты в открытом космосе и оттуда же начинать межзвёздные путешествия — как-то не без труда пробивала себе дорогу. Даже в романе «Час Быка» (1968) звездолёт принципиально нового типа «Тёмное Пламя» мгновенно взлетает с земной поверхности с подскоком. Но в космосе он похож на доску для быстрого серфинга, скользящую поверх характерных областей гравитационных полей.

А как же звездолёты в романах А. КОЛПАКОВА «Гриада» или, например, А. КАЗАНЦЕВА «Сильнее времени»? Гравитонная тяга в первом случае, нейтринная тяга — во втором — это только словесная мишура, позволяющая персонажам успеть совершать многое в чужих мирах, не тратя особо много времени на перемещение в космосе.

звездолёты

«Даже если бы мы умудрились построить звездный корабль, который сможет летать со скоростью, близкой к скорости света, — писал космонавт К. Феоктистов, — время путешествий только по нашей Галактике будет исчисляться тысячелетиями и десятками тысячелетий, так как диаметр её составляет около 100 000 световых лет. Но на Земле-то за это время пройдет намного больше».

Ещё один момент: требуется концентрация энергии, значительно превышающая сегодняшний уровень, ибо даже 1% скорости света превышает реально достигнутые скорости современных космических кораблей. Нужен резкий качественный скачок, видимо, через дальнейшее проникновение вглубь мельчайших частиц материи — в микромир. Здесь получение анамнезона или его аналогов это, пожалуй, только начальная ступень развития науки и техники в заданном направлении, и, может быть, её удастся вообще избежать. Но примем пока такое фантастическое допущение.

Для путешествия по маршруту, скажем, Земля — Бетельгейзе — Земля со около световой скоростью, даже при идеальной конструкции системы звездолёта, требуется отношение его начальной массы к массе конечной не менее чем 10 в тридцатой степени. То есть субсветовой звездолет будет походить на огромный состав с топливом величиной с маленькую планету. Значит, решение проблемы заключается в производстве компактного вида топлива и соответствующего ему двигателя. (Смотри статью АНТИМАТЕРИЯ И АННИГИЛЯЦИЯ).

звездолёты

В повести А. и Б. СТРУГАЦКИХ «Полдень. XXII век» экипаж субсветового звездолёта «Таймыр» не от хорошей жизни решился на легенные ускорения. Так была осуществлена сигма-деритринитация (прокол пространственно-временного континуума).

Невнятные теоретические разъяснения удачливые астролётчики получили от земных физиков: «насколько я понял, всякое тело у светового барьера при определенных условиях чрезвычайно сильно искажает форму мировых линий и как бы прокалывает риманово пространство… При деритринитации особенно опасны эти самые легенные ускорения. Откуда они берутся и в чем их суть, я совершенно не понял. Какие-то локальные вибрационные поля, гиперпереходы плазмы и так далее. Факт тот, что при легенных помехах неизбежны чрезвычайно сильные искажения масштабов».

Для фантастического произведения вовсе не требуется копания в малоинтересных подробностях. Здесь авторы повести вообще поработали великолепно, «открыв» класс Д-звездолётов, которые, едва ли не превосходят по своим характеристикам гиперпространственные сверхсветовые звездолёты, которыми полна американская авантюрная космическая фантастика.

Если создать в пространстве-времени такое нарушение, при котором оно будет перед звездолётом сжиматься, а позади него расширяться. Это искажение будет на самом деле толкать звездолёт вперед. Этот принцип уже давно не только реализован, но и доведён до абсолютного совершенства в романе С. СНЕГОВА «Люди как боги».

Неподвижный звездолет уничтожает пространство перед собой и генерирует его позади себя, фактически двигаясь со сверхсветовой скоростью к намеченной цели. Релятивистские эффекты (в частности, замедление времени) при таком перемещении не работают.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.