Японцы верят, что в каждом явлении, в каждом объекте присутствует душа. Ну, не все, конечно, а наиболее суеверные. Хотя, верования из старины все равно влияют на нынешнее поколение, особенно если речь идет о восприятии роботов или просто технологий.
Японцам не присущ страх перед роботами. Конечно же, есть свои исключения, я не собираюсь создавать догмы или навешивать ярлыки, я просто говорю о культурных детерминантах.
Несмотря на небывалый прогресс, к роботам у нас какое-то двоякое отношение. В западном (а мы тоже западная культура) искусстве, чаще всего робот, либо слуга, младший брат, либо злой гений. Заметили, у нас очень мало фильмов или мультфильмов, в которых бы роботы были бы равны с людьми.
Были, конечно, времена другие. В начале 20 столетия, в послереволюционные годы у футуристов были популярны спектакли, в которых роботы спасали людей, выручали из самых сложных ситуаций.
В Европе эра технологий наступила немного раньше, тематика роботов и големов так же уже была поднята в ряде романов и фантастических работах.
Казалось бы, на фоне всего этого, Япония все еще оставалась феодальным государством. Эпоха Мейдзи спасла Японию от феодализм аи узурпации западными колонистами. Мейдзи открыл границы, в фигуральном и буквальном понимании.
Вместе с западными веяниями в Японию хлынули технологии и индустриализация.
Страна Восходящего Солнца лишена полезных ресурсов, но не лишена мозгов. В отсутствии полноценных добыч газа и нефти, Япония смогла покорить весь мир своими технологиями и своим искусством.
Пока в Европе и в Америке роботы выполняли роли слуг или агрессоров, в Японии они стали частью семьи, частью общества.
«Я-машина»!
Та самая фраза из третьего «Терминатора». Киборги и роботы у нас не всегда бесчувственные машины. Вспомните того же «Бегущего по лезвию» или «Прометея», или «Воспитанных волками», но андроиды в них никогда не становятся равноправными членами нашего общества. Но в Японии эпопея с роботами начинается с «Астробоя», который больше напоминает драму, а сам андроид — человека. В японской фантастике робот — больше живое существо, как бы абсурдно это не звучало.
«Призрак в доспехах», «Евангелион», «Время Евы», аниме с философией равноправия и «душевности» андроидов и гигантских роботов.
Даже, если бы кто из роботов в аниме сказал, что он — машина, вряд ли бы в это поверилось. А вот «Терминатор» или «Робокоп» (несмотря на то, что второй, в принципе, живой организм) больше ассоциируется с машинами, чем с «живым» организмом. Даже возражение Терминатора относительно его интенсификации (он поясняет, что является кибернетическим организмом) не меняет положение вещей.
«Душевные» роботы из Японии
Андроиды, это уже не совсем роботы, в привычном понимании. Да и изначально роботы в культуре были не «железяки», а существа, вроде репликантов. Потом уже они приобрели механизированный оттенок. Японские персонажи — роботы из аниме вызывают симпатию, ненависть, влечение, но редко страх. Лично я не могу вспомнить мультфильм, где бы робот у меня вызывал ужас. Отдельные персонажи, да, но не роботы и андроиды, в целом.
Детские мои впечатления связаны с такими персонажами, как Ольга из «Жар-птицы 2772», Дораэмоном, а они совершенно не похожи на привычных нам роботов.
В то же время, вспомним, опять же «Терминатора» или «Робокопа» («Бегущий по лезвию» не был так гиперпопулярен в ту пору).
Я сам двояко относился к фигуре роботов и андроидов. С одной стороны, с детства испытываю к ним симпатию и тягу, с другой — относиться как японцы к ним тоже не могу.
Как вы относитесь к роботам и технологиям?
Пишите в своих комментариях.