«Байки из Петли» претендуют на роль альтернативы такому гиганту современной фантастики как «Чёрное зеркало». Сложно сказать, сумели ли создатели затмить одно из главных событий в современной фантастике и в современном кинематографе.
Как по мне, так «Чёрное зеркало» интригует намного больше, но я не могу сказать, что «Байки из Петли» во многом проигрывают первому сериалу.
«Любовь, смерть и роботы», «Чёрное зеркало», «Мир Дикого Запада» «Очень странные дела», это всё мозговыносительные хиты, с безумными экспериментами и неортодоксальными концовками. Но «Байки из Петли» — сериал другого уровня.
«Байки из Петли» — что это и о чём?
Во-первых, это фантастика более камерная, более медитативная. Это экранизация серии рассказов Симона Столенхага, известного своими картинами в жанре sci-fi, в которых обыденность переплетается с фантастическими сюжетами. Признаюсь, я засматривался его картинами и очень жаль экранизации. Вот пока не читал книгу: скачивать электронную не хочется, так как в книге множество ярких картин, а за бумажную я пока не готов раскошелится. Знаете ли, такими темпами, книги скоро снова станут дефицитом.
Во-вторых, сюжет сериала крутится вокруг одного места, вокруг одних и тех же героев, постепенно наслаивая одну историю на другую, отсылая к персонажам из предыдущих рассказов.
«Байки из Петли» нужно смотреть в спокойной обстановке, в сумерках, даже в непогоду, чтобы тёплые тона и неторопливые сюжеты тебя поглощали, чтобы ты в них окунался.
Честно говоря, у меня, пока этого не получилось. Может из последних просмотренных фантастических триллеров, вроде «Куба» или «Платформы».
Но смотреть, всё равно, было приятно, просто из-за того, что я давно ждал воплощения в кино любимых нами научно-фантастических картин.
Фантастическая обыденность
«Байки из Петли», это, в первую очередь, изображение обыденности, в которое вдруг ворвалось чудо. Это как в цикле рассказов К. Булычёва «Кому это нужно?».
Вроде обычные истории, вроде обычная жизнь, но рядом с ней соседствует фантастическое.
Я ещё с детства представлял себе, как на моей улице в посёлке рядом с обычными дворами, огородами и домами соседствуют мною любимые фантастические сюжеты и персонажи: инопланетяне, роботы. Это казалось таким чудесным и необычным, даже более необычным, чем какой-нибудь футуристичный город.
В сети недаром пользуются популярностью картины и изображения, подобные стилистике «Баек из Петли». Российская обыденность и киберпанк, южноамериканский городок и технологии будущего.
«Байки из Петли» — это именно такая история. При этом герои переживают вполне обычные проблемы, которые соседствуют с загадочными вещами, которые пришли из Петли – подземного города НИИ.
Первая, что приходит в голову, при просмотре сериала, это желание оказаться в этом провинциальном городке, сосновом лесу, где среди тёплых зимних сумерек соседствует робот, странная капсула, способная перемещать сознание.
Проблема отцов и детей
Кроме выяснения фантастических проблем, «Байки из Петли» погружают нас в проблемы, знакомые каждому из нас. В первую очередь, это проблема взаимопонимания поколений, родителей и детей, подростковые проблемы. Всё это сочетается с парадоксами перемещения во времени, технологиями будущего.
Можно сказать, это такие «Очень странные дела», только без триллера и ужасов. Что отрадно, проблема отцов и детей не выглядит изъезжено, как в голливудском кино, здесь более глубинные, более экзистенциальные предпосылки этого.
«Байки из Петли» не стремятся напугать зрителя, как «Очень странные дела», в них нет острого политического подтекста, как в «Чёрном зеркале». Это не пасхалки, которые заставляют странствовать по волнам памяти.
«Байки из Петли», это, порой наивный, часто трагичный ретро-футуризм. В целом, в нём соединены разные жанры: в художественном плане, это ретро-футуризм, киберпанк, стимпанк, в сюжетном – драма, философская притча, научная фантастика.
А ещё это сериал о принятии себя, поиске себя и желании вырваться за грань. Недаром место действия – провинциальный американский городок. С одной стороны, всё увиденное веет грустью и ностальгией, чем-то детским, о чём так часто писал Брэдбери, с другой – желанием покинуть то место, где ты находишься в вечной колыбели. Да и мы помним, сколько интересных сюжетов подарили нам вот такие маленькие американские городки, начиная от брэберианских детских откровений, заканчивая сложными общественными проблемами, в духе Харпера Ли.
Что отрадно, большое значение в сериале уделяется проблеме детства и юности, как в сериале «Обещанный Неверленд». Наряду со взрослыми, дети здесь полноценные участники событий (подобно «Очень странным делам»). «Байки из Петли» тем и интересен, что пробуждает в каждом из нас забытое, а может и живое до сих пор, самое чувственное и нестареющее. На самом деле, юношеские проблемы наивны, детские смешны, но они волновали нас, сделали из нас тех, кто мы есть сейчас.
К сожалению, пока что подробностей о сериале не так много, если они есть, то на англоязычных сайтах. Мнения, рецензии – пожалуйста, но эстетика «Баек из Петли» заслуживают того, чтобы о ней говорили больше. не знаю как вам зайдёт сам сериал, но его эстетика, картины автора, это то, чем можно любоваться часами.