«Платформа». Название не очень соответствует сути фильма, да и в оригинале оно звучит как – «el hoyo», что с испанского означает – «яма». И оно отражает не только то, что мы видим на экране, но и посыл фильма.
Но в мире мы знаем киношедевр Гальдеры Гастелы-Уррутии под названием «Платформа».
«Платформа» — камерная фантастика, в духе «Куба», но с более серьёзной игрой актёров и более жёсткими сценами. По сути, это социальная или «твёрдая» научная фантастика, которая, кстати, неплохо удаётся «Старому свету», чего только стоят «Чёрное зеркало», «Страховщик» или «Временная петля».
С первых кадров мы понимаем, что сталкиваемся с неким социальным экспериментом, возможно, который уже никто и не контролирует.
Возможно.
Фильм «Платформа» — сюжет
По сюжету некий Горенг добровольно идёт на заточение в некой башне, в которой еда опускается с верхнего этажа на нижние на платформе. Ты должен успеть поесть за короткий промежуток времени, но брать впрок ничего с собой нельзя. С собой ты можешь взять одни предмет, какой пожелаешь. Горенг взял книгу «Дон Кихот», да и сам главный герой похож на благородного идальго. В его комнате отбывает заключение ещё один мужчина – пожилой Тримагаси, который до этого успел побывать на нижних этажах, познав все муки голода. Он пессимистичен, он не видит надежд и смеётся над идеалистическими взглядами своего соседа. Мало того, когда платформа опускается он ещё и плюёт на скудные остатки еды.
Горенг интересуется, почему тот так поступает и не жалко ли ему тех, кто обречён быть внизу.
Тримагаси смеётся, поясняя, что тут так делают все. За время своего заточения, каждый месяц ты окажешься на разных уровнях. С самого начала так поступают верхние, наевшись вдоволь, они портят еду, смеясь над нижними, хотя сами могли быть в таком же положении.
К несчастью, Горенг со своим соседом оказываются на одном из нижних этажей. Главный герой просыпается связанным и видит над собой Тримагаси, с которым даже успел подружиться. Тот поясняет, что не испытывает злобы к Горенгу, но когда голод возьмёт верх, тот захочет его съесть, и отберёт нож у него. Тримагаси невероятно расчётлив и очень холоден. Он действует и поступает логически, даже рационально. Он всё говорит правильно и может закрасться мысль, что его жестокая правда – единственная истина. Что в жизни так и есть, что все сантименты чепуха, пока нас не коснётся необходимость выживать.
И он прав.
Во всём?
Процентов на 80 или может на 90, всё так и есть и даже самый близкий может предать тебя.
Но остальные 10 процентов нам говорят о том, что есть нечто выше желания выжить, пожрать и прочее. В нас присутствует альтруизм, который есть у многих высших приматов, кстати. Есть ценности, есть фанатизм, который немногим лучше ужасного прагматизма Тримагаси, но он заставляет отказываться от своих базовых потребностей.
Человек – не машина, с ним всё не так просто.
И «Платформа» нам это доказывает.
И вот в чём был главный просчёт Тримагаси. Безумная японка, путешествующая на столе, вместе с едой, в поисках своего ребёнка, в которой Горенг первым увидел человека, а не кусок мяса, помогает ему, в тот момент как Тримагаси отрезает кусочек от бедра бедолаги.
Она уходит, а Горенг, едва живой, вынужден питаться трупным мясом недавнего сокамерника.
Просыпается он уже вместе с Имогири – с женщиной, которая проводила с ним собеседование. Она взяла с собой собаку и делится с ней едой, а ещё она всячески пытается уговорить нижних оставить еды для других, сама при этом съедая лишь немного, и раскладывая еду для нижних на тарелки. Никто не поддаётся её просьбам, но угроза Гаренга перемазать всю еду в фекалии делает своё дело.
Всё оказывается не так просто с Имогири, так как она смертельно больна. В итоге, она умирает, а Гаренгу приходит видение его первого сокамерника, насмехающаяся над идеалами бедолаги.
Гаренг пытается терпеть голод, он даже начинает есть листы книги, но отсутствие еды снова заставляет его стать трупоедом. И опять его усыпляют, а новый его сокамерник Бахарат – жизнерадостный африканец, который пытается влезть на верхние этажи с помощью верёвки, которую он с собой взял. У него почти получилось, тем более что они на одном из верхних этажей, да и нижние помогали ему, но осталось дело за малым. Те, кто сверху соглашаются ему помочь, но это оказывается притворством и Бахарат едва не разбивается.
Гаренг видит потенциал в новом товарище и предлагает вооружиться, чтобы отправиться вниз с едой, справедливо распределяя её среди остальных заключённых. Вроде бы всё получается, но приходится прибегать к насилию, пока на одном из уровней им не встречается какой-то чернокожий инвалид, которого называют мудрецом. Он советует не сразу прибегать к насилию, и послать администрации символ того, что не все здесь утеряли человеческий облик. Символ в виде какой-нибудь красивой сладости.
Гаренг и Бахарат так и поступают, но на одном из уровней, они оказываются свидетелями убийства той самой безумной японки и сами оказываются раненными двумя садистами. Из последних сил они спускаются вниз, видя что в живых там почти никого не осталось. Кроме того, Имогири сообщила Гаренгу, что у японки не было никакого ребёнка, всё это ложь.
Теряя сознание, Гаренг и Бахарат оказываются на уровне, на котором видят ребёнка. Девочка японца спряталась под кроватью. А это значит Имогири чего-то не знала и ребёнок правда есть. Они отдают голодной девочке десерт и падают без сил, не успевая запрыгнуть на стол.
Бахарат теряет много крови, но Гаренг понимает, что надежда ещё есть, теперь у них новый символ, новое послание наверх – девочка. С ней он спускается на самый нижний этаж, где снова встречается с видением своего первого сокамерника, но тот вполне дружелюбно настроен и…
А дальше ничего говорить не буду, так как конец очень метафоричен и странен.
«Платформа» — фильм триллер и фильм аллегория. В самом начале я подумал, что это некая аллегория общества потребления, социальной несправедливости, но потом мне удалось рассмотреть тенденции, возможно о которых не думали даже сами создатели фильма.
Я служил в армии, а кто в ней служил знает что издевательства над более слабыми в ней имеют характер круговорота. Чаще всего над кем больше всего издевались, найдёт себе жертву, чтобы выплеснуть обиды на ней. И он будет вполне уверенно говорить, что всё честно, над ним же издевались, и он имеет полное право на это. Не каждый может даже не то, чтобы не позволить не издеваться над собой, а иметь мужество не издеваться над другим, когда соблазн велик.
Хотя «Платформа» не ограничивается только этой поднятой проблемой. Ещё один немаловажный момент — перекладывание социальной ответственности.
Мы не виноваты, это система нас такими сделала, время такое было, обстоятельство или так все делают. Каждый, кто обитает в странной тюрьме отказываются признавать свою ответственность, перекладывая, конечно же, все ужасы на администрацию и их нечеловеческие правила пребывания в ней.
Но ни администрация, ни бог, ни дьявол, никто не виноват за то, что делает каждый из нас в своей собственной тюрьме.
А вы поступили бы иначе в такой тюрьме? Смогли бы не стать зверем?
Вот Гаренг смог, да и не он один смог бы.
А смогли бы вы, стать вторым Гаренгом в подобной ситуации?