«Обещанный Неверленд» почти шедевр? Почему стоит знак вопроса? Чего-то в нём для шедевра не хватает, хотя сериал очень крутой и сейчас я поясню почему.
Я бы отнёс сериал к разряду таких анимэ как «Тетрадь смерти», «Паразит. Учение о жизни» и по накалу, и по общей атмосфере.
По сути, «Обещанный Неверленд» или «Обещанная страна грёз» сочетает в себе несколько жанров, но основными бы я выделил: триллер, детектив и мистика, хотя присутствуют черты социальной фантастики, в которой умудряется сочетаться и утопия, и антиутопия.
Сериал очень крут и в плане прорисовки, и в плане сюжетной линии. Это настоящий мистический детектив, созданный «на движке» качественной социальной фантастики. А ещё это сильная драма.
Главными героями, как часто и бывает в анимэ, выступают дети. Об этом моменте мы поговорим немного позже, здесь важное различие в наших культурах и в нашем мировосприятии.
Они живут в приюте для одарённых детей, под названием «Грейс Филд Хаус», ежедневно упражняясь физически и, развиваясь интеллектуально. По сути, в приюте выращивают гениев. Каждый ребёнок ждёт своего усыновления, ожидая встретить родителей своей мечты. Дети окутаны любовью и вниманием со стороны «мамы» — воспитательницы и няньки одновременно. В их жизни нет места злобе, страхам, она полна света и красоты. Всё продолжалось бы как и прежде, если бы не один момент в жизни двух лучших воспитанников приюта – Эммы и Нормана. Случайно оказавшись у запретных ворот, они становятся свидетелями ужасного события. Проводив одну из девочек, якобы, к новым родителям, они находят её мёртвой в грузовике, а через какое-то время тело ребёнка забирают ужасные создания, что-то твердящие о жатве и пище для Него.
Ужас наполняет сердца убегающих детей, но вместо отчаяния юные гении начинают планировать побег, тщательно прорабатывая каждый свой шаг. Постепенно к ним примыкают ещё дети, в том числе другой вундеркинд – Рей, у которого феноменальная память, он даже помнит своё младенчество. Всё идёт хорошо, но постепенно воспитанники начинают понимать, что даже среди детей не всем можно доверять, а затем в приюте появляется ещё одна воспитательница…
Звучит страшновато?
Вполне, но это не банальные ужасы, мрачность и напряжённость умело дозированы и делают из анимэ, в большей степени, превосходный саспенс.
Манга, по которой снят сериал, была неоднократно номинирована на награду Manga Taisho и даже выигрывала престижную японскую премию.
«Обещанный Неверленд» — дети
А теперь о детях и детских образах.
Я специально хотел бы уделить этому моменту особое внимание, так как это является настоящей проблемой во многих культурах, особенно в российской.
Что примечательно, в нашей культуре, детям никогда не отводилось серьёзной роли, хотя в советское время о детях и для детей снималось и писалось намного больше кино и литературы, несмотря на общую геронтократическую социальную систему. Впрочем, такая ситуация во многих культурах, в чём-то оправданная, так как детские и юные умы, столь непостоянны, а их натуры импульсивны, склонны к крайностям. Но, с другой стороны, многие из старшего поколения злы, склочны, мнительны и даже мстительны.
Что тут сказать – нет в мире совершенства.
Кстати, об отсутствии толкового детского и юношеского образов в нашей культуре говорят уже давно многие интеллектуалы России. В частности, известный литературовед, писатель и журналист Дмитрий Быков не раз поднимал этот вопрос. Получается так, что японцы чувствуют тревоги молодого поколения острее, а внимание к детям и юношам, говорит об устремлённости их культуры в будущее?
Я думаю, что да.
Основная проблема нашего культурного дискурса – обращённость в прошлое, а проблема общества – старение управленческих кадров страны. По сути, в нашей культуре, в нашем искусстве как бы отсутствует молодёжь, в тот момент как в японской, она является одним из основных источников творческого вдохновения.
Кстати, очень парадоксальный момент, ведь в России намного меньше тех, кто доживает до преклонного возраста, в сравнении с Японией, но при этом, вся нынешняя культура пропитана чем-то старческим.
В случае с сериалом «Обещанный Неверленд», мы видим как создатели анимэ доверяют детям. Даже на примере одного из самых маленьких персонажей, можно проследить доверие к их интеллектуальным способностям.
С одной стороны, японский поп-арт очень инфантилен и это даже раздражает, так как персонажи становятся всё более андрогинными, с другой – игнорирование подростковых, детских проблем, а также их мнений, это большая проблема для общества, ведь не будем забывать, что многие революционные и оппозиционные умы являются выходцами из студенческой, а то и школьной среды.
На мой взгляд, говоря об «Обещанном Неверленде», мы говорим не просто о качественном анимэ, мы говорим о культурных различиях и месте молодости в нашей цивилизации.
И женщине. Несмотря на патриархальность японского общества, в поп-культуре Японии женским образам отводится огромная роль, даже слишком, на мой взгляд. Слишком, в том плане, что её делают какой-то нереалистично сильной и непобедимой.
Очень советую посмотреть сериал. «Обещанный Неверленд» очень лихо закручен, в нём непредсказуемый сюжет, сродни «Тетради смерти», до последнего невозможно быть уверенным, что раскусил задумку полностью.
А ещё я бы посоветовал посмотреть «Обещанный Неверленд» именно через культуроведческую призму, через призму наших споров отцов и детей, хотя в сериале «отцов» толком нет, вернее, в первом сезоне есть некий намёк на них, но что это за отцы такие, нам ещё придётся увидеть.
Вы очень хорошо провели параллель между японской и российской культурой. Зорко замечено нездоровое «старение умов», благодаря чему сейчас пожинаются плоды в виде волнений. Хочу лишь подметить, что для полного знакомства с этим прекрасным произведением лучше прочитать мангу, в которой идея описана куда ярче и полнее, нежели в сериале. А также во втором сезоне экранизация жутко испортилась — в ней вырезали почти 100 — ! — глав манги, а это равно целой арке (истории), множеству приключений, метаморфозам главных героев, а также целому году их жизней.
Второй сезон, вообще, меня не зацепил