![Телевидение 1 Телевидение - яблочко на тарелочке](https://toposrednik.ru/wp-content/uploads/2019/11/1-8.jpg)
«– Катись, яблочко, по блюдечку, наливное по серебряному, покажи, где земляника растёт, покажи, где цвет лазоревый цветёт. Вдруг раздался звон серебряный, покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все лесные места видны.»
«Серебряное блюдечко и наливное яблочко».
Телевидение – система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. Приоритет в идее о необходимости появления телевидения отдадим всё-таки русской народной сказке, а не волшебным зеркалам, разбросанным по авторским творениям более поздних времён.
В годы зарождения фантастики обратимся к творчеству А. РОБИДА, у которого среди многочисленных рисунков о будущем есть изображение «телефоноскопа». На экране идёт сражение, и непонятно, то ли это инсценировка, то ли прямой репортаж с места события. В те давние времена, да и в последующие сохранялась инерция мышления, из-за которой телевизор (точнее, экран) был ещё каким-то гибридом телефона и «волшебного фонаря».
Эта тенденция прослеживается даже в романе Э. НОРТОН «Проклятье эльфов» и воплощена там под названием «телесон». Устройство в данном случае напоминает большой видеотелефон: «Телесон Трианы был вмонтирован в стену, и обычно его скрывали шторы…». Сигналом соединения связи служит мелодичное дребезжание тонкой пластины из «зачарованной бронзы».
Кинематофот, прадедушка телевизора и компьютерного монитора появился в фантастике в 1909 году в повести Э. М. ФОРЕСТЕРА «Машина останавливается».
![Телевидение 2 Телевидение](https://toposrednik.ru/wp-content/uploads/2019/11/2-6.jpg)
Сюжет романа А. БЕЛЯЕВА «Чудесное око» (1928-1935) развивается вокруг узкой технической идеи: разработке и успешном применении подводных телевизоров. Вот, где звуковой ряд не обязателен. Но остановка мысли на рассмотренной модели телевизора означала бы отставание твёрдой фантастики даже от фэнтэзи. С другой стороны, уже поджимало реальное появление и развитие общественного телевидения. Очевидно, поэтому фантастических персонажей не так уж и часто можно застать перед телеэкраном. И всё же…
«Хедрок уселся перед телестатом и вызвал Информационный центр этой организации…», — вновь обнаруживаем подобие стационарного видеофона в романе А. ВАН ВОГТА «Торговый дом Оружейников».
Так уж получилось, что инопланетянам, заметившим первые телевизионные сигналы с Земли, довелось увидеть трансляцию речи Гитлера. В смысле они её разбирать не стали; гораздо важнее было определить место зарождения разумной жизни (К. САГАН «Контакт»).
![Телевидение 3 Телевидение](https://toposrednik.ru/wp-content/uploads/2019/11/3-5.jpg)
В романе Г. ГАРРИСОНА «Месть Стальной Крысы» главный герой гипнотически внушает одному вражескому незадачливому пилоту-майору, что нет ничего прекрасней космической оперы, и оставляет его безвольно просматривать соответствующий долгий сериал. Чтобы человек мог вот так самозабвенно и по своей воле застыть перед телевизором, либо требуется поистине сногсшибательные телепрограммы, либо в конструкцию аппаратов должны быть внесены некие технические новшества. Начало им положила, возможность транслировать стереоизображения. Для этого инопланетяне в романе Э. ГАМИЛЬТОНА «Звёздные короли», давным-давно опередив землян, создали телестерео. Особенность их разработки в том, что она позволяет вести мгновенную и прямую трансляцию даже из какой-нибудь далёкой звёздной системы («Битва Империй»). Земляне, идущие своими путями развития цивилизации, тоже «не лыком шиты». Уже в наше время недолгой кажется перспектива появления 3D телевидения.
Логично предположить, что 3D телевидение особенно на первых порах будет не индивидуальным, а общественным, то есть с централизованными студиями и программами. Так оно и происходит в романе С. ЛЕМА «Футурологический конгресс». Здесь фантаст в шутку предположил, что из-за интерференции разных стереопрограмм порой могут появляться интерференты – уродливые и недобрые гибриды нескольких персонажей из разных, но одновременно транслируемых передач. Продолжительность автономного существования телемонстров не более трёх минут после выключения стереотелевизора, но энергия, которой они обладают, сопоставима с энергией шаровой молнии. Затраты на защиту от этой напасти настолько велики даже для самих телекомпаний, не говоря уже о дороговизне для рядовых потребителях, что виновники несчастных случаев предпочитают выплачивать судебные издержки истцам. А тем телезрителям, что опытнее прочих, на время просмотров стереопрограмм приходится запасаться подручными средствами самообороны.
В романе А. АЗИМОВА «Нагое солнце» земные колонисты на одной из вновь освоенных пригодных для жизни планет поголовно страдают боязнью открытого пространства. Потому все они предпочитают общаться друг с другом, не выходя из жилищ, а посредством трансляции собственных стереоизображений. Это, видимо, и есть уже то индивидуальное трёхмерное телевидение. Причём у каждого колониста должен иметься собственный полный комплект техники для съёмки, трансляции и приёма посланий!
Наличие домашних телестудий, видимо, подразумевается и в романе Ф. ПОЛА «Век нерешительности», где речь заходит о меняющихся по программе аморфных человекоподобных образов в натуральную величину, предназначенных играть различные роли в стереопостановках.
В рассказе «День не в счёт» Г. КАТТНЕРА. находим нечто иное: «Разумеется, это была всего лишь проекция, но проекция-совершенство, полностью воссоздающая все осязаемые и зримые детали. Я вдыхал её аромат».
Теперь вновь настала очередь инопланетян похвалиться своими разработками. «Вы, очевидно, передаёте только оптические характеристики, а мы и другие свойства – твёрдость, теплоту, даже электрическую напряжённость»,– откровенничает один несимпатичный персонаж в романе С. СНЕГОВА «Люди как боги».
Что можно противопоставить этому? Только чудеса эйдопластической техники (смотри статью ЭЙДОПЛАСТИКА).
Словом, стереоизображения в далёком будущем отличаются эффектом полного присутствия реальных объектов трансляции. При этом речь не идёт о телепортации предметов. Апофеозом удач становится незапланированный в нюансах осмысленный диалог стереозаписей матриц двух людей в рассказе Б. ОЛДИССА «Видимость жизни».
За потрясающими техническими деталями не стоит забывать об огромной общественно-политической значимости телевидения. Без него немыслимы предвыборные кампании и политические перевороты (Л. ЛУКЬЯНОВ «Вперёд, к обезьяне!»). С помощью скрытых видеокамер отслеживается подлинное общественное мнение, а на официальном уровне оно зачастую подменяется в интересах властей (И. ЕФРЕМОВ «Час Быка»).
Предел жестокости и цинизма – организованная на телестудии и снимаемая прямая трансляция охоты на беспомощного человека. Это опасение навязчиво звучит в творчестве Р. ШЕКЛИ. С недавнего времени очень популярным стало интернет-телевидение.
Благодаря широкому распространению и доступности интернета любой желающий может организовать собственное телевидение. Ему достаточно купить дедик (выделенный сервер), желательно достаточно хороший стриминговый и можно начинать вещать свою программу на весь мир.