Телевидение

Телевидение - яблочко на тарелочке

«– Катись, яблочко, по блюдечку, наливное по серебряному, покажи, где земляника растёт, покажи, где цвет лазоревый цветёт. Вдруг раздался звон серебряный, покатилось яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все лесные места видны.»
«Серебряное блюдечко и наливное яблочко».

Телевидение – система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии. Приоритет в идее о необходимости появления телевидения отдадим всё-таки русской народной сказке, а не волшебным зеркалам, разбросанным по авторским творениям более поздних времён.

В годы зарождения фантастики обратимся к творчеству А. РОБИДА, у которого среди многочисленных рисунков о будущем есть изображение «телефоноскопа». На экране идёт сражение, и непонятно, то ли это инсценировка, то ли прямой репортаж с места события. В те давние времена, да и в последующие сохранялась инерция мышления, из-за которой телевизор (точнее, экран) был ещё каким-то гибридом телефона и «волшебного фонаря».

Эта тенденция прослеживается даже в романе Э. НОРТОН «Проклятье эльфов» и воплощена там под названием «телесон». Устройство в данном случае напоминает большой видеотелефон: «Телесон Трианы был вмонтирован в стену, и обычно его скрывали шторы…». Сигналом соединения связи служит мелодичное дребезжание тонкой пластины из «зачарованной бронзы».

Кинематофот, прадедушка телевизора и компьютерного монитора появился в фантастике в 1909 году в повести Э. М. ФОРЕСТЕРА «Машина останавливается».

Телевидение

Сюжет романа А. БЕЛЯЕВА «Чудесное око» (1928-1935) развивается вокруг узкой технической идеи: разработке и успешном применении подводных телевизоров. Вот, где звуковой ряд не обязателен. Но остановка мысли на рассмотренной модели телевизора означала бы отставание твёрдой фантастики даже от фэнтэзи. С другой стороны, уже поджимало реальное появление и развитие общественного телевидения. Очевидно, поэтому фантастических персонажей не так уж и часто можно застать перед телеэкраном. И всё же…

«Хедрок уселся перед телестатом и вызвал Информационный центр этой организации…», —  вновь обнаруживаем подобие стационарного видеофона в романе А. ВАН ВОГТА «Торговый дом Оружейников».

Так уж получилось, что инопланетянам, заметившим первые телевизионные сигналы с Земли, довелось увидеть трансляцию речи Гитлера. В смысле они её разбирать не стали; гораздо важнее было определить место зарождения разумной жизни (К. САГАН «Контакт»).

Телевидение

В романе Г. ГАРРИСОНА «Месть Стальной Крысы» главный герой гипнотически внушает одному вражескому незадачливому пилоту-майору, что нет ничего прекрасней космической оперы, и оставляет его безвольно просматривать соответствующий долгий сериал. Чтобы человек мог  вот так самозабвенно и по своей воле застыть перед телевизором, либо требуется поистине сногсшибательные телепрограммы, либо в конструкцию аппаратов должны быть внесены некие технические новшества. Начало им положила, возможность транслировать стереоизображения. Для этого  инопланетяне в романе Э. ГАМИЛЬТОНА «Звёздные короли», давным-давно опередив землян, создали телестерео. Особенность их разработки в том, что она позволяет вести мгновенную и прямую трансляцию даже из какой-нибудь далёкой звёздной системы («Битва Империй»). Земляне, идущие своими путями развития цивилизации, тоже «не лыком шиты». Уже в наше время недолгой кажется перспектива появления 3D телевидения.

Логично предположить, что 3D телевидение особенно на первых порах будет не индивидуальным, а общественным, то есть с централизованными студиями и программами. Так оно и происходит в романе С. ЛЕМА «Футурологический конгресс». Здесь фантаст в шутку предположил, что из-за интерференции разных стереопрограмм порой могут появляться  интерференты – уродливые и недобрые гибриды нескольких персонажей из разных, но одновременно транслируемых передач. Продолжительность автономного существования телемонстров не более трёх минут после выключения стереотелевизора, но энергия, которой они обладают, сопоставима с энергией шаровой молнии. Затраты на защиту от этой напасти  настолько велики даже для самих телекомпаний, не говоря уже о дороговизне для рядовых потребителях, что виновники несчастных случаев предпочитают выплачивать судебные издержки истцам. А тем телезрителям, что опытнее прочих, на время просмотров стереопрограмм приходится запасаться подручными средствами самообороны.

В романе А. АЗИМОВА «Нагое солнце» земные колонисты на одной из вновь освоенных пригодных для жизни планет поголовно страдают боязнью открытого пространства. Потому все они предпочитают общаться друг с другом, не выходя из жилищ, а посредством трансляции собственных стереоизображений. Это, видимо, и есть уже то  индивидуальное трёхмерное телевидение. Причём у каждого колониста должен иметься собственный полный комплект техники для съёмки, трансляции и приёма посланий!

Наличие домашних телестудий, видимо, подразумевается и в романе Ф. ПОЛА «Век нерешительности», где речь заходит о меняющихся по программе аморфных человекоподобных образов в натуральную величину, предназначенных играть различные роли в стереопостановках.

В рассказе «День не в счёт» Г. КАТТНЕРА. находим нечто иное: «Разумеется, это была всего лишь проекция, но проекция-совершенство, полностью воссоздающая все осязаемые и зримые детали. Я вдыхал её аромат».

Теперь вновь настала очередь инопланетян похвалиться своими разработками. «Вы, очевидно, передаёте только оптические характеристики, а мы и другие свойства – твёрдость, теплоту, даже электрическую напряжённость»,– откровенничает один несимпатичный  персонаж в романе С. СНЕГОВА «Люди как боги».

Что можно противопоставить этому? Только чудеса эйдопластической техники (смотри статью ЭЙДОПЛАСТИКА).

Словом, стереоизображения в далёком будущем отличаются эффектом полного присутствия реальных объектов трансляции. При этом речь не идёт о телепортации предметов. Апофеозом удач становится незапланированный в нюансах осмысленный диалог стереозаписей матриц двух людей в рассказе Б. ОЛДИССА «Видимость жизни».

За потрясающими техническими деталями не стоит забывать об огромной общественно-политической значимости телевидения. Без него немыслимы предвыборные кампании и политические перевороты (Л. ЛУКЬЯНОВ «Вперёд, к обезьяне!»). С помощью скрытых видеокамер отслеживается подлинное общественное мнение, а на официальном уровне оно зачастую подменяется в интересах властей (И. ЕФРЕМОВ «Час Быка»).

Предел жестокости и цинизма – организованная на телестудии и снимаемая прямая трансляция охоты на беспомощного человека. Это опасение навязчиво звучит  в творчестве Р. ШЕКЛИ. С недавнего времени очень популярным стало интернет-телевидение.

Благодаря широкому распространению и доступности интернета любой желающий может организовать собственное телевидение. Ему достаточно купить дедик (выделенный сервер), желательно достаточно хороший стриминговый и можно начинать вещать свою программу на весь мир.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.