«Что наша жизнь? Игра!».
А. С. ПУШКИН «Пиковая дама».
Игры – вид деятельности, процесс которой обусловлен определёнными правилами, ограничивающими средства, сроки и качество заранее оговариваемого результата. Доля игр в жизни каждого человека зависит от объективных и субъективных причин, как то: наличия свободного времени, степени азарта данного индивидуума, соотношения текущих «успехов» и «неуспехов» в самом процессе игры, наконец, средств самой игры, называемых игрушками.
Описанию материальных предметов, без которых значительная часть игр просто невозможна либо неинтересна, посвящены строки некоторых фантастических произведений.
Самодельные иридиевые кубики оказались едва ли не единственной забавой для «не запланированного» ребёнка, родившегося на борту звездолёта. Об этом случае из своего трудного детства тепло вспоминал суровый командир тридцать седьмой звёздной экспедиции. Взрослые вроде бы позаботились, чтобы времена корабельной скуки, не стали особенно невыносимы для ребёнка. Однако хороша же доля – провести детство без сверстников, без питомцев-животных, только со взрослыми! Похоже, они заботились о ребёнке по очереди в коротких перерывах между сеансами анабиоза. Отсутствие других детей на борту космического корабля лишало очарования подвижных коллективных игр, а о прочих развлечениях, столь необходимых любому малышу, в романе «Туманность Андромеды» И. ЕФРЕМОВА не было сказано ни слова.
Подобного аскетизма в подавляющем большинстве других фантастических произведений не наблюдается. В век первых звездолётов ребёнок может развлекаться, например, управлением небольшой тучки (С. ЛЕМ «Магелланово облако»). Набор «небо» (радуга, облака и т.д.) доступен детям в рассказе Г. АЛЬТОВА «Ослик и аксиома». Игрушки из особого пластика с памятью формы и её изменений «оживают» под действием тепла руки (Б. ШОУ «Стой, кто идёт!). А в только что упомянутом рассказе Г. АЛЬТОВА для аналогичных манипуляций всё-таки требуется электромагнитное поле.
Дальше – больше.
Детский конструктор, позволяющий смоделировать биологический организм, придумал У. ТЕНН («Игра для детей»). Из десяти тысяч паззлов можно при наличии терпения и желания сложить живую картинку (В. ОВЧИННИКОВ «Ушелец»). Когда в рассказе А. ЦВЕТКОВА «Все наши игры» в детскую забаву превращён целый звездолёт – это как-то пояснить ещё можно. Необъяснённым остаётся феномен планеты в рассказе Р. ШЕКЛИ «Заповедная зона». Здесь фантаст намекает – чтобы не стать частью исполинского заводного механизма, как минимум, на один неопределённый по времени цикл, землянам приходится в срочном порядке ретироваться подальше от опасного места. Вообще покупать новинки инопланетного происхождения, да ещё якобы предназначенные для детей, да ещё у подозрительных лиц, не имеющих разрешения на торговлю, – занятие достаточно легкомысленное и чреватое на самые нежелательные последствия (Дж. УИЛЬЯМСОН «Игрушки»).
…я спустился в необозримый вестибюль, украшенный многовековыми наслоениями архитектурных излишеств, и заглянул в окошечко швейцарской. Там в фосфоресцирующем тумане маячили два макродемона Максвелла. Демоны играли в самую стохастическую из игр — в орлянку.
Колония игрушечных динозавров, обладающих искусственным интеллектом и метаболизмом, заслуживает право на самостоятельную квазижизнь (Р. ЧЕДВИГ «Мера всех вещей»). На первый взгляд, пародией на жизнь людей выглядят события, творящиеся в мире игрушек в повести А. МАКСИМОВА «Воробьиный суд. Фрагменты из жизни Великой Страны». Но какие нешуточные там кипят порою страсти, ведущие к далеко не безобидным последствиям для любого из тех игрушечных существ, что именуют себя и каждого «дружок» … Главный герой повести А. МИЛНА «Винни-Пух и все-все-все» живёт в мире любимых мягких игрушек. Но идиллия эта преходяща, как для самого Кристофера Робина с окончанием детства, так и для новых поколений детей с наступлением жёсткой постиндустриальной эпохи. Историческими предтечами и конкурентами компьютерных игр стали фантазии в романах Криса ван АЛЛСБУРГА, посвящённых настольным играм «Джуманджи» и «Затура», которые не назовёшь тихими забавами, придуманными, чтобы занять детей, чтобы они не путались под ногами.
Приходят новые игры: «бродилки» и «стрелялки», лишающие душевной теплоты. И по этому поводу фантасты давно высказывали свои опасения.
К примеру, есть игра Brawl Stars. Скачать Null’s Brawl 22.99 с ЭМЗ можно нынче везде и проводить своё время в групповых PvP баталиях.
Компьютерные онлайн-игры были описаны А. КЛАРКОМ в романе «Город и звезды» ещё в 1956-м году: «В городе увлекались тысячами видов отдыха и всевозможных развлечений, но популярней саг не было ничего. В сагах вы не просто пассивно наблюдали происходящее, как в тех примитивных развлечениях бесконечно далекого прошлого, которым изредка предавался Олвин. Вы становились активным участником действия и обладали — или это только казалось? — полной свободой воли».
Сюжет рассказа Ю. ИВАНИЧЕНКО «Мальчики из игротеки» просто пугающий: спецслужбы похищают самых способных из юных игроков, «громящих» в игровых залах вражеские эскадры пришельцев и армии «условного противника». Мозги дарований монтируются с реальными системами управления боевых ракет стратегического и тактического назначения…
Наступает время, и в «глубину» виртуальности добровольно уходят сотни тысяч взрослых (С. ЛУКЬЯНЕНКО «Лабиринт отражений» — «Фальшивые зеркала»). Существование вне «глубины», похоже, кажется им сереньким и бессмысленным.
Что ж, бывает, иногда так: из забавы или из игры рождается нечто большее. Но такое происходит только иногда. В рассказе Й. НЕСВАДБЫ «Идиот из Ксенемюнде» «игрушки», подсунутые нацистами слабоумному юному гению, оказываются более разрушительными, чем обычные артиллерийские снаряды. А когда учёные-традиционалисты проигнорировали открытие антигравитации, изобретателям не осталось ничего другого как распространять основанную на новом принципе игрушку (Г. ГАРРИСОН «Магазин игрушек»).
«Делу время, а потехе – час» … Это, похоже, понимают, в конце концов, и самые заядлые игроки, попадающие в идеальные миры своих грёз. За пресыщением наступает пора взросления и осознания собственной ответственности: сошлёмся здесь на опыт персонажей повестей А. АЛЕКСИНА «В стране вечных каникул» и В. ГУБАРЕВА «Гум-Гам» (смотри статью ЗАБАВЫ). Кстати, всякая игра — это забава, только порою с усложнёнными правилами, с требованием многоходового расчёта. Но не всякая забава это именно игра. Например, плавание в пруду. А к чему следует отнести оригами?