«Излишне говорить, что этот Лабиринт… насыщен острыми ощущениями…Этот Лабиринт делает описания убогими, а желания инфантильными».
Р. Шекли «Лабиринт Редферна».
Лабиринт – постройка с множеством помещений и запутанных проходов, в которых приходится блуждать, прежде чем найти выход наружу либо попасть в требуемое место.
Рассматриваемые постройки древнее, чем египетские пирамиды, в наиболее сохранившемся виде они обнаружены по побережьям северных морей и одно строение на острове Крит.
В мифологии лабиринт издавна служит символом смерти и возрождения. Он защищает пространство, наделённое особой силой, и ограничивает доступ к нему. Такое место воплощает зону перехода между двумя мирами, будучи одновременно и символическими вратами. Над входом в самый древний из известных лабиринтов в Египте начертано: «Безумие или смерть – вот что находит здесь слабый или порочный. Одни лишь сильные и добрые находят здесь жизнь и бессмертие».
Мальчики в Римской империи играли в лабиринтах, выложенных на полях или на мостовых. Считалось, что так закалялись их души и тела. Ребёнка могли в наказание бросить в лабиринт на ночь, а там хватало диких птиц и хищников. Выживание к утру означало, что здесь успешно формируется будущий воин.
Один из самых известных лабиринтов, по преданию, был построен Дедалом на острове Крит. Мастер выполнил заказ местного царя Миноса, чтобы было, где упрятать от посторонних глаз монстра Минотавра. Возможно, перед строительством данного сооружения Дедал продумал какую-нибудь хитроумную планировку. В отличие от многомудрого эллина, волшебник Мур-Вей поступил проще. Для создания миниатюрного лабиринта он на сто процентов использовал естественную основу – сплетение корней чинара, пространство между которым частично освободил от грунта, а затем заселил маленькими существами (П. Аматуни «Чао – победитель волшебников»).
Город-лабиринт – порождение внеземной цивилизации служит прибежищем для землянина, ставшего космическим робинзоном в романе Р. Силверберга «Человек в лабиринте».
Целевые лабиринты (с участками без крыш) типичны для архитектуры другой космической расы инопланетян (Внешних), жизнедеятельность которых основана на термоэлектрической энергии, вырабатываемой непосредственно в их организмах. «Внешние» ложатся головой на освещённое пространство, а хвост погружают в тень, чтобы разница температур создавала ток. В лабиринтных постройках этих инопланетян имеется множество высоких и низких стенок, расположенных под углом по отношению друг к другу, вследствие чего независимо от положения светила на небосводе всегда есть множество мест, где свет граничит с тьмой (Л. Нивен «Мир-Кольцо»).
На планете Перекрёсток Вселенной под руинами находится лабиринт, каждый из многочисленных туннелей которого открывает вид на какую-либо планету. Землянин, попавший в подземное сплетение ходов, всю жизнь странствует по чужим мирам (Дж. Мартин «Каменный город»).
Очевидно, что когда речь заходит о лабиринтах, дело заключается не только в количестве стен, уровней и тупиков, но и качественной стороне дела. В основном лабиринты делают даже не на века, а на тысячелетия, иногда укрепляя их магическими заклинаниями. Создание лабиринта даже для могущественных существ представляет собой достаточно сложную задачу. Ведь лабиринт — это не квартира, а загадочное место, где можно не только потеряться, но и найти себя.
В Город Мостов помимо своей воли попадают люди из числа тех, что не нашли своего места в жизни. Они могут бродить по одним и тем же мостам, но город не отпустит их, пока персонажи не обретут надежду на лучшее (Ч. Де Линт «Мосты»). Магия способна сделать даже простенький лабиринт непроходимым для постороннего.
«– В одном из уголков твоего дворца, — говорила Дейдра, — есть комната, куда заходят немногие. В этой комнате на полу чуть заметными линиями нанесен узор того, что мы зовем «Лабиринт». Только сын или дочь покойного короля Эмбера могут пройти этот лабиринт и остаться в живых, и тому, кто сделал это, дается власть над Отражениями» (Р. Желязны «Десять принцев Эмбера»).
Особенность этого лабиринта заключается в том, что он представляет собой энергетическую формацию из холодного огня.
Лабиринты сознания запутаннее головоломок из грубой материи. По версии А. Закирова («Лабиринт»), сын Дедала Икар разбился оттого, что не смог побороть обыденности жизни, которая сравнивалась разными авторами не только с объектом нашего рассмотрения, но и с болотом, и с зыбучими песками…
Уфологи утверждают, что строительство лабиринтов «дело рук» пришельцев, а сами сооружения в качестве трансляторов передают с Земли интересующую их информацию.