«Теорема зеро» — фильм между абсурдизмом и сюрреализмом. На первый взгляд тебе кажется, что это философско-религиозная притча, ведь большую часть фильма главный герой – программист Коэн ждёт звонка от бога, но потом, по мере раскрытия в нём нормальных человеческих качеств, ты начинаешь задумываться, не антирелигиозное кино «Теорема зеро».
Сюжет повествует о полусумасшедшем программисте – мизантропе и социопате, который грезит, как говорилось выше, звонком, который даст ответ на главный вопрос бытия – зачем мы живём.
Вот только главный ли он и стоит ли его ждать?
Для тех, кто якобы пережил религиозный опыт, либо хочет его пережить, любая попытка усомниться в реальности пережитого равно смерти. И хотя эти люди обвинят любой скепсис в свой адрес костностью, нежеланием раскрыть глаза, не является ли их слепой фанатизм такой вот костностью? Не является ли таким и сам Коэн?
«Теорема зеро», пусть немного скучновато, но пытается коснуться, до конца непонятно, экзистенциальных или религиозных вопросов.
Коэн тщетно ждёт звонка. Параллельно он показывает лучшие результаты в своей работе. Надо сразу оговориться, что в картине вы не увидите стандартных программистов, да и вообще чего-то стандартного. На первый взгляд, это вовсе не программисты, они просто играют в шарады, складывая пазлы, тетрис и прочее. Вся эстетика фильма «Теорема зеро» построена на ярких красках, альтернативной реальности, где полицейские разъезжают на красочных велосипедах, а программисты занимаются поиском эзотерических сущностей. Нужно ли отмечать, что и имя главного героя – Коэн, с древнееврейского означает «священник». Вся ирония заключается и в том, что живёт этот социофоб в разрушенной церкви. И это ещё один религиозный парадокс – поиск трансцендентной сущности, одновременно потеря себя.
Вся его работа кажется абсурдом, ведь любой поиск эзотерических сущностей, транцендентции, транцендентальности – бег по кругу. Мы заранее создаём для себя некую «вещь в себе», «вещь для себя», вещь абстрактную, субъективную, не существующую в физическом мире, и пытаемся найти её. Но кто даст гарантию, что ваш опыт поиска и соприкосновения с ней, есть нечто реальное, если сами эти сущности надмирны и нефизические. Не сумасшествие ли это в чистом виде? Недаром, страдающие эпилепсией височных долей, так часто ощущают присутствие «божественного», мистического, «демонического».
Коэн постепенно начинает сближаться с людьми. На грани срыва он обращается к психоаналитику, свидетелем чего становится вездесущий Руководитель. Тогда программисту предлагают окунуться в виртуальный мир наслаждений, который создаёт смазливая девушка, подосланная для Коэна.
Мария Магдалина она или ангел?
Сразу не понятно, но в конце, отрекаясь от своего, пусть виртуального, но порочного занятия, она предлагает сбежать Коэну, получая на это отказ. Параллельно с этим программист сходиться с подростком-гением, который оказывается сыном Руководителя (отсылка к антиутопическим сюжетам Замятина, Оруэлла). Их товарищество помогает преодолеть их собственные комплексы. По сути, не подозревая об этом, все главные герои выходят на новую грань, которая, увы, заканчивается для них трагически.
Дело в том, что в этой истории каждый лишь инструмент Руководителя, как объясняет его сын. Да даже он не больше, чем инструмент, ведь его приводят и забирают посланники Руководителя.
«Теорема зеро» не фильм-экшн, это фильм – интрига, фильм – медитация. Она, одновременно, разочарует вас и привлечёт. Нельзя не отметить, что Кристофер Вальц, известный широкой публике по ролям в таких культовых картинах как «Бесславные ублюдки», «Алита», «Джанго освобождённый», придал своему главному герою дополнительный шарм. Этот актёр умеет быть разным, всегда сохраняя свою неповторимость.
В конце Коэн присоединяется к общему серверу корпорации, и вступает в диалог с самим Руководителем.
Но есть ли тот ответ, которого так ждёт Коэн. Тот самый гений-подросток как-то говорит ему, что тот говорил не с Некто по телефону, а вопрошал собственный внутренний мир, свою душу.
«Теорема зеро» — фильм об иллюзиях, о разрешении иллюзий, о разрушающих иллюзиях. Это фильм о тоске, о желании, об одиночестве среди огромного скопления людей, об индивидуальности.
Что точно встретите в «Теореме зеро», так это шикарную картинку, эстетику на грани сюрреализма и ретрофутуризма.
«Теорема зеро» — и фантастика, и не фантастика. В ней много противоречащих друг другу моментов, который заставляют обратить пристальное внимание на каждый диалог, на каждый последующий шаг, на каждое решение главных героев.