Мир идёт к кибернизации, но происходит это неравномерно и не так явственно, как изображалось в фантастике: протезы, управляемые импульсами мозга, дополнительная реальность, нанотехнологии.
Тем, кто особо остро воспринял антиутопические сюжеты из фантастических книг и фильмов стоит успокоиться, технологии ещё так далеко не дошли, и львиная доля всего, о чём было сказано, пока на стадии разработок.
Чем считать те же соц сети? Одни говорят, что это зло, другие, что средство самовыражения. Ныне популярные TikTok, Instagram — платформы, которые не только наполнены глупым видео и фото, но и вполне серьезными творческими работами. Более того, для многих это стало средством заработать себе на жизнь, особенно в условиях пандемии. Чтобы суметь много заработать, нужно много подписчиков, которых не так просто заполучить, либо можно воспользоваться сервисом накрутки. Один из таких смотрите здесь. А мы будем двигаться дальше.
Чего мы боимся и боимся, вполне резонно?
Цифрового рабства. Во многих сюжетах, главный герой оказывается у необходимости собственного членовредительства, либо порчи какой-либо техники, чтобы ликвидировать слежку или контроль за собой. В некоторых других сюжетах, как например, в 3 сезоне «Мира дикого Запада» или в произведениях Роберта Шекли, Ф. Дика, персонажи вынуждены искать ответ, реален их мир или это симуляция.
Лично моё, сугубо субъективное, мнение – бояться нам не стоит, но опасаться надо.
Многие приводят в пример Китай и его политику социального рейтинга. Но насколько близок нам по культуре Китай? Да и не только нам, в принципе, западной культуре? Грани, конечно, стираются, но всё же. И, собственно, почему Китай?
Как и всегда бывает, мы с вами стали заложниками масс-медиа, а именно этого кривого зеркала, под названием журналистика. Китай – страна цифровой диктатуры, Китай будет первым, а потом и весь мир. А вот теперь и COVID-19 с его пропусками и тотальным контролем.
Внесём ясность в вопрос цифровой диктатуры:
- Тотального контроля так и не получилось, да и к этому, не очень-то и стремились. В ряде регионов России, даже в большей её части, кроме штрафов для статистики, из-за нарушения самоизоляции, никаких иных мер принято не было. Москва, Питер, ещё пару городов, собственно, и вся цифровая диктатура у нас с вами и то, большая часть пришлась на крупные микрорайоны.
- Страны ЕС начали из изоляции выходить, а значит, за ними последует и Россия.
- Китай. А почему вы не вспоминаете Сингапур? Цифровая диктатура в этом карликовом государстве существует уже много лет, ещё задолго до цифроизации китайского общества. Почему-то Сингапур, как стартовая площадка для цифрового порабощения всего мира, нами не рассматривалась.
Почему? Не было такой шумихи. Я сейчас не переубеждаю в чём-то, просто указываю на моменты, на которые вы сами обратили внимание из-за шумихи в масс-медиа.
Да и будем откровенны, самые страшные диктатуры существовали до эпохи цифрового общества и существуют сейчас. Вы скажите, но это физическая несвобода, её проще перенести, чем несвободу психологическую.
Опять же, не всё так однозначно. Когда из лагерей, оказавшиеся в них люди, без суда и следствия, писали письма, благодаря в них диктатора за счастливое будущее и настоящее, разве это не внутренняя тюрьма? Это ли не запрет на то, чтобы даже не думать иначе, а и чувствовать как-то не так, как того требует диктатор?
Следить за каждым шагом, сделать так, что вы даже думать, как-то иначе, чем требуется, будете бояться, можно сделать и без цифрового общества. Яркий тому пример КНДР. Чтобы превратить целую страну в подобие рабовладельческого строя, в котором люди даже представления о мире не имеют, не потребовались ни видеокамеры, ни чипы, ни современные технологии. В этом плане, Сингапур, при всей его цифровой несвободе, это далеко не Северная Корея или не Камбоджа, времён Пол Пота.
Ещё немаловажный момент – культура. Даже Япония с Южной Кореей, при всей либеральности их общества, политической и экономической развитости не выглядят столь же свободными, в культурном плане, как общества Европы или Северной Америки. Оговорюсь, что последние привёл в пример не из-за того, что считаю их оплотом свободы и равенства, здесь о другом речь.
А именно о том, что азиатские общества, в принципе, намного жестче и патриархальней, чем западные: тоталитарный менеджмент в Японии, поклонения портретам Мао в монастырях Китая. И посудите сами, в общество, где ещё поклоняются Мао, вдруг врываются цифровые технологии, многое это изменит в головах людей?
Так выходит, что дело совсем не в технологиях?
Более того, в том же Китае никогда не ценилась отдельная личность, как и во всех традиционалистских обществах Востока. Это общества коллективистские и философия индивидуализма в них начала приходить с появлением веяний из Европы и Америки. Это страны конфуцианской морали, даосских традиций, жестких семейных ценностей, в которых главным являлась, да и является ритуальность, раньше постулировалась философия недеяния, ухода индивидуальности в мир абстракций, чётких форм и традиций.
Не цифровая, так любая иная диктатура отлично ложиться на данную культуру.
Когда-то, просвещённый мир боялся коммунистов, но режимы с марксистской идеологией рухнули (предвкушая возражения о Китае, попрошу вспомнить, существует ли в Китае плановая экономика и обязательный атрибут марксизма – приоритет пролетариата в обществе и в политике?), а раньше боялся паровых двигателей, электрических проводов, сотовой связи. Да мы постоянно чего-то боимся, но не всегда того, что реально нам угрожает.
На ум приходит интересный пример. Начала 20 столетия – Г. Уэллс, как и ряд его коллег – писателей, пишут произведения, в которых уже тогда описывают угрозу молодого нацистского движения в Германии. «Война миров», «Война муравьёв», открытые заявления об этом опасении не нашли отклика у политиков и в массах. Но уже тогда в обществе были популярны эзотерические движения, критикующие развитие технологий и идеализирующие ушедшие «золотые эпохи».
Так может, боясь цифрового будущего и синтезирования технологий с организмом человека, мы пропускаем новую угрозу?
А может это и есть угроза будущего?
И ещё один немаловажный вопрос – реальна ли та самая сингулярность, о которой говорят некоторые учёные? Тот самый прорыв, который намечается в 30-50-х годах нашего столетия, за которым последует качественный скачок в развитии технологий, а значит и общества?