С одной стороны пандемия дала почву для всевозможных теорий заговора, постапокалиптическим сюжетам, с другой стороны – в очередной раз показала, что пессимистические прогнозы оказались преждевременными. Да, короновирус продемонстрировал слабые стороны нашего общества, особенно у стран «третьего мира», но мир не скатился в пучину хаоса и даже «князь тьмы» Билл Гейтс ещё никого не зачипировал.
Ну, а если серьёзно, что нам продемонстрировал COVID-19 и, чем он мог бы вдохновить фантастов:
- Здравохранение нужно реформировать, так как даже в развитых странах оно не справилось, в полной мере, со своими задачами.
- Изоляция была, скорее шагом, сохраняющим не здоровье наций, а больницы от окончательного переполнения. Швеция, Япония, Южная Корея пошли путём «мягкой изоляции», ничего критического из этого не вышло.
- Общество ещё находится на стадии каких-то местечковых стереотипов и, вместо того, чтобы объединиться, все поспешили закрыться в своих странах и городах. Мера, конечно, вынужденная, даже нужная, но в моральном плане крупные державы начали обвинять своих «потенциальных противников» во всех проблемах, связанных с короновирусом.
- На данный момент, одно из самых серьёзных заболеваний, не привело к краху человечества и хождению зомби по улицам опустевших городов.
- Цифровая эпоха не так уж плохо, как считают традиционалисты. Цифровые технологии помогли, банально, выжить в изоляции и не сойти с ума.
А что из этого всего можно использовать фантастам:
- Нет, не сцены апокалипсиса, а, напротив, сатиру. Можно выставить наши страхи и стереотипы в сатирическом ключе, как у Дугласа Адамса, например, или Роберта Шекли.
Кстати, последнему принадлежит интересная фраза, смысл которой в том, что у человечества есть парадоксальный талант, балансировать на грани: мы не достигли глобального процветания, хотя могли бы, не погрязли в хаосе. Кстати, знаменитый сатирик не верил в глобальную катастрофу. - Нахождение в изоляции – прекрасный сюжет для «бытовой» фантастики или магического реализма, когда в повседневную, душную жизнь вдруг врывается нечто волшебное.
Писать «камерный» сюжет, куда сложнее, чем большие формы, в которых у автора всегда есть возможность отодвинуть того или иного героя на второй план. - Врачи, как главные герои. Пугать злыми и свихнувшимися учёными тоже штука не сложная, да и сюжетов уже написано об этом будь здоров. С другой стороны, героями фантастических сюжетов становились люди разных профессий, но врачи редко. Сюжеты со спасением жизни работой врачей фантастикой как-то игнорируются. С одной стороны, это и понятно, здесь нужны определённая подготовка и знания.
На самом деле, новые сюжеты и так есть, новые жанры, новые сюжетные идеи, просто фантастика теперь пользуется популярностью в плоскости кино.
Кстати, не только короновирус разочаровал поклонников антиутопий. Когда-то взрыв на Фукусиме-1 тоже продемонстрировал, что всё зависит от организации и управленческого фактора. Сейчас никто и не вспомнит об этой аварии, хотя многие пророчили самые серьёзные последствия для Японии.
Хотя писать о всеобщем благоденствии не всегда интересно, да и не обязательно нужно. Если вспомнить того же Ефремова, то его мир победившего коммунизма очень уж наивен, а проза, на сегодняшний день, тяжеловата для чтения. Хотя, в плане философском, прогностическом, пусть наивный, но мир, где нет границ и предрассудков, меня до сих пор пленит.
Кстати, вы заметили, что короновирус как-то и не отразился в искусстве?
Возможно, мы ещё увидим сюжеты, посвящённые ему, но кроме общественно-политической подоплёки и конспирологии, вирус никаких прочих значимых проявлений в обществе не приобрёл.
Но, думаю, это вопрос времени, да и это моё, субъективное видение. Как говорится, вопрос спорный.
Более того, мне кажется, для писателей, киношников, во всей этой шумихи вокруг вируса нужно не «заговорческую» подоплёку искать, а гуманистическую – обнажить все наши недостатки, на которые вирус нам указал: игры политиков, геронтократию «на верхах», предрассудки, настолько дремучие и несовременные, что даже страшно становится.
Фильмы 2020-го, которые уже вышли и ещё выйдут к короновирусу вряд ли будут иметь какое-то отношение, потому что их производство началось задолго до пандемии, поэтому и тематика их короновируса не касается. Новинки, кстати, можно посмотреть на сайте kino2020.co/novinki-2020/. Тем более, если тема короновируса вам порядком надоела.
С другой стороны, проявилась взаимовыручка, несмотря на то, что в глобальном плане, мы поспешили закрыться друг от друга.
А главное, что вирус этот не первый и не единственный. Что-нибудь появиться снова, вокруг них опять соберётся куча «городских легенд», снова кого-то назначат на роль «князя тьмы».
Надо упомянуть о многострадальной отечественной фантастике. Писатель Вадим Панов, автор произведений «Анклавы», «Герменикон», недавно написал рассказ «ДокШок», в котором изобразил будущее, в котором появился ещё штамм короновируса, намного ужаснее COVID-19. Выявляет новый ужасный вирус супер устройство.
Если честно, ничего этакого. Хотя для многих стран, это, правда, фантастика.
Ещё один сценарий развития России после короновируса описал Лукьяненко в рассказе «Двести первый шаг». В нём везде фигурируют дроны и супер заводы на ядерных источниках питания.
Ну, тоже ничего нового. Опять же, сюжет про изоляцию был описан ещё у Азимова в «Обнажённом Солнце», а в кино воплотился в фильме «Суррогаты».
И так, главный вывод.
Всё будет хорошо (в глобальном плане), городов, переполненных зомби и новый пещерный век нам не грозит.