«День гнева» — история советского хоррора

"День гнева" - история советского хоррора

«День гнева». От вырезок из фильма, описания, я ожидал неплохого хоррора на базе sci-fi. Возможно, посмотри я его лет десять назад, эффект был бы иной, но время идёт. Я, в очередной раз, убеждаюсь, что с каждым днём, мне всё сложней воспринимать старое, особенное советское, что касается фантастики.

Но, в целом, «День гнева» неплох. Неплох, с позиции кинематогрофа и советской фантастики. Повторюсь, для советского зрителя, этот фильм был бы чем-то особенным, так как смешивает различные жанры, редкие для советского кино: детектив, фантастику и ужастик.

Но, при всех своих плюсах, «День гнева» меня не тронул. Как и не тронул одноимённый рассказ советского классика научной фантастики С. Гансовского.

И я не пойму почему…

Написано очень неплохо. Если говорить о фильме, то «День гнева» пестрит советскими знаменитостями, в нём отличная игра актёров, а вот не пробрало.

Сейчас разберёмся вместе почему.

С. Гансовский

Все произведения Гансовского читаются легко на одном дыхании, но они простоваты по своему посылу. Как и простовата, в целом, советская фантастика, за исключением нескольких авторов, типа Днепрова, Стругацких, Ефремова.

Сразу поясню, дело не в таланте. На что, а на литературные таланты нам жаловаться никогда не приходилось, но цензура держала такие жанры, как фантастика и детектив в ежовых рукавицах. К сожалению, политика слишком прочно обосновалась в таком, казалось бы, либеральном жанре, как фантастика.

Фантастам приходилось приспосабливаться к требованиям властей, либо становится диссидентами (как Стругацким и бытьв сё время под колпаком всесильного 5-го отдела КГБ). В каждом фантастическом произведении того времени сквозит основная линия партии, даже у таких титанов как Беляев, Ефремов, Алексей Толстой, в начале своего творчества ему следовали и Стругацкие.

Гансовский ведь, достаточно талантливый писатель, лично у меня он ассоциируется с эпохой шестидесятников, но вот не пробрала меня его проза, хотя убей. Я ещё в детстве пытался его читать, уже после того как познакомился с английской, американской и французской фантастикой. К сожалению или, к счастью, мои вкусовые привычки сформировались именно под влиянием англо-американской, французской и японской фантастики и советскую, я уже читал очень редко и очень выборочно. Хотя были очень неплохие вещи, но вся ирония заключалась в том, что она в советской печати проходила, как бы, между прочим.

Что же за человек, это писатель со странным именем Север?

В его биографии многое схоже с биографиями людей довоенной и послевоенной эпохи. Отец будущего писателя пропал без вести, а мать, известная певица, была репрессирована и, после ареста, расстреляна.

Сын поляка и латышки, Север успел побывать в самых разных амплуа: юнгой, почтальоном, фронтовиком, актёром, конюхом.

Его сестра являлась женой другого известного советского писателя – В. Пикуля.

Сам Гансовский признавался, что писать фантастику не собирался, но однажды перед ним стала дилемма: писать как не хочется и о чём не хочется или писать, как велит ему творческий порыв. В фантастике, Север нашёл определённую степень свободы, но его рукописи долгое время то терялись, то отвергались редакторами, пока ему не позвонил Аркадий Стругацкий, который помог выпустить первую книгу будущего фантаста.

Самое интересное, что рукописи Гансовского отвергали, в том числе с такой странной мотивировкой: «Не похоже это на фантастику, это у вас как будто всё было на самом деле».

«День гнева» — рассказ

Приключенческий такой рассказ, сразу видно, написанный под влиянием уэллсовского «Доктора Моро». Это настолько отчётливо просматривается даже в главной идеи – переделывания медведей в полулюдей с необычайно высоким интеллектом, но лишённых эмпатии и морали.

Рассказ для старшего школьного возраста, выше оценить я его не могу. Его основная идея – критика деятельности учёных.

И снова меня обвинят в том, что я защищаю учёных, но мне не совсем ясен такой страх, особенно для эпохи научно-технического развития тогдашнего общества, освоения космоса.

"День гнева" - история советского хоррора

Собственно, критикой учёных, повторением уэллсовского сюжета и антибуржуазным посылом рассказ и исчерпывается. А в нём ведь столько потенциала.

Чего только стоит разговор Меллера и отарков. Здесь можно было развить сильную драму, психологический надлом главного противника ужасных существ. Проявление в них чего-то человеческого, односторонность взглядов на природу отарков и вообще, природу человека.

«День гнева» — фильм

Создатели фильма решили глубже раскрыть характер персонажей, а основную идею перенесли с гуманистического и антисциентического посыла на политический.

"День гнева" - история советского хоррора

В динамике рассказу фильм проигрывает, но в психологизме его опережает. Здесь мы видим более подробную биографию журналиста Бетли, большое значение отводится лесничему Меллеру, да и Фидлер – создатель отарков изображён в ключевом ракурсе.

Фильм изобилует сценами «буржуазной» жизни, которую тогдашние зрители всегда любили смотреть, несмотря на идеологический подтекст.

Я даже себе представил зрителем той эпохи. Вот я пришёл в кинотеатр из своей коммуналки или хрущёвки, а тут журналист Бетли, у которого чертовски красивая жена, которая в пентхаусе поливает розы, а потом вместе с детьми и мужем купается в собственном бассейне.

"День гнева" - история советского хоррора

Я это сделал не из-за критики тогдашнего общества, а чтобы читатель понимал посыл фильма, его мораль, так как для современного зрителя «День гнева» покажется, разве что, посредственным ужастиком середины 80-х.

Кстати, нашумевший фильм «Сталкер» или, выдержанный в его стиле «Посредник», тоже без политической и общественной подоплёки тогдашнего периода смотрятся сейчас пафосно, нарочито мрачно.

«День гнева» пытается изобразить как меняется персонаж журналиста Бетли. Его позиция невмешательства и выдержки баланса между белым и чёрным, добром и злом меняется в сторону более крайних. В этом уж очень сильно просматривается критика авторской журналистики, когда зрителю самому приходится решать, кто был прав, а кто нет в сюжете. Тогда так было не принято, читатель или зритель должен был получать совершенно ясные и понятные для него системы оценки.

Меллер выступает достаточно ключевым персонажем, собственно который и раскрывает всю звериную сущность Фидлера. В рассказе же о зверствах отарков уже было известно, Бетли уже знает куда он отправляется и зачем.

«День гнева» современного зрителя и читателя ничем не удивит. Оценят его, разве что исследователи советской фантастики и заядлые киноманы, да историки кино.

Сэмпл фильма День гнева
Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Фильм не зашёл. Много разговоров вокруг да около, а ответа на основные вопросы нет. Отарков создал Фидлер, но откуда взялся сам Фидлер? Какую цель преследуют эти самые отарки? Как происходит трансформация, ведь мальчик, согнувший ложку, всё ещё человек. И таких вопросов много.
    В рассказе сущность отарков показана с помощью всего одного эпизода. Отарк, беседующий с учёным о каких-то нюансах, вдруг начинает его есть. Просто потому что проголодался. К сожалению в фильме таких эпизодов не увидел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.