Богоскрёб — это наше будущее?

Богоскрёб - это наше будущее?

«Ещё этаж! И ещё! Больше не могу… Ещё один, последний. Безнадёжно! Снова этаж с глумливо высунутым багровым языком ковра.
Сердце сдает, ноги подкашиваются. Выше уже не могу, не могу… Куда я попал?… Кто?… Я?… Кто это — я? Кто я?»
Я. ВЕЙСС «Дом в 1000 этажей».

Общая фантастическая идея богоскрёба такова: имеется обширное, но ограниченное жилое пространство — вместилище для людей, условия существования в котором дифференцировано и жёстко меняются в зависимости от статуса того или иного обитателя.

Начало обзора, пожалуй, уходит корнями в «Божественную комедию» ДАНТЕ. По крайней мере, Создатель обозначен, но среди героев он прямо не присутствует.

Рассматриваемая идея получила свою трактовку в цикле «Мир Реки» Х. Ф. ФАРМЕРА, но там люди распределяются хаотично по участкам речного побережья. В слабых чертах идея угадывается у Р. СИЛВЕРБЕРГА (роман «Вертикальный мир»). Она же могла быть реализована в романе братьев СТРУГАЦКИХ «Белый ферзь». Фантастам нравился (казался нетривиальным) мир Островной Империи, Он виделся им построенным с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. Этот мир, укладывался в трёхкруговую модель.

Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.

Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же как мы с вами — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.

А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.

Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо — и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — свое» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Три в одном на архипелаге избранной планеты.

В романе «Обреченный мир» А. РЕЙНОЛЬДСА такой планетой становится Земля. Точнее, её часть, сконцентрированная по вертикали в сооружение в виде спиральной конструкции — гигантского столба, возносящегося к небесам. Чем ближе к вершине — тем выше уровень технологического развития. Там есть атомная энергия и биотехнологии. Этажом ниже — век электричества, еще ниже — викторианская эпоха пара, в самом низу топят дровами и ездят на лошадях. Перемещение между уровнями для жителей этого мира затруднено и мучительно в физическом плане. Этот роман-путешествие рассказывает о спуске главного героя на нижние уровни мира и выходе за пределы Богоскреба — на поверхность планеты, где обитают банды убийц и царят нравы рабовладельческой эпохи.

Богоскрёб в кино? Да, пожалуйста.

Между прочим, не так давно вышел фильм «Платформа», относящийся к тематике богосрёбов — то есть аналогичному социальному расслоению. Вообще, тематика довольно популярная в наши дни.

И это мы ещё не говорим здесь о молодёжных «блокбастерах» типа «Дивергент» и его продолжении «Инсургент».

Кстати, к подобной тематике можно отнести фильм «Восхождение Юпитер», который мы детально разобрали тут. Сюжет тоже строиться примерно так: есть боги и пища богов.

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.