Помню как увидел клипы с вырезками из «Жёлтой субмарины» и «Стены» ещё школьником. Тогда ТВ было куда интересней (я имею ввиду центральное), утром, собираясь в школу, можно было увидеть клипы «Ногу свело», «Queen», а по местному каналу крутили аниме и клипы «Алисы». Ну да хватит ностальгии, а тот так скатимся в стариковское брюзжание.
Меня тогда не то, чтобы заинтересовала сама идея (кто там понимал, в чём вся соль этих клипов), но оригинальность анимации в душу запала.
Не скажу, что эти два анимационных (или почти анимационных) фильма относятся к фантастике, но косвенно всё, что творили The Beatles и Pink Floyd, оказало колоссальное влияние на мировую культуру.
Чуваки творили историю.
«Жёлтая подводная лодка»
1968 год – эпоха хиппи, кислоты и психоделики. Битлы в 60-е окончательно съехали по теме экспериментов с сознанием (увлеклись наркотой короче и всяким сектантством). Осмелюсь предположить, что такие персонажи как Ленон точно ощутили себя мессией со всеми вытекающими из этого последствиями. После посещения Индии легендарная четвёрка впала в мистицизм востока, что не могло не отразиться на творчестве ливерпульцев.
Но Битлз, есть Битлз. Они делали историю, они создавали 20 век.
Джордж Даннинг в 68-м создаёт свой шедевр, который, вы не поверите, показали даже в СССР.
75-й год! СССР!
Битлов показывают в кинотеатре и где, в стране, в которой печатные машинке по разрешению КГБ только можно было использовать, дабы не плодить самиздат.
Но весь парадокс заключался в том, что «Жёлтая субмарина» попала в разряд детских мультов и это спасло её от цензуры. Тогда всё можно было «протащить» под видом детской литературы или детского кино, либо комедии.
О чём сие творение?
В стране Пэпперленд появились Синие Жадины (видимо, кислота давала о себе знать). Они всё замораживают, даже Оркестр Клуба Одиноких Сердец Сержанта Пэппера – волшебную музыкальную силу чудесной страны. Персонаж Старый Фред забирает Жёлтую Подводную Лодку (это уже ЛСД, точно говорю), и плывёт на поиски Музыки.
Музыка – сила, которая прогонит Синих Жадин.
И в своём путешествии беглец встречает The Beatles, которыми начинает странствие по волшебным морям. В итоге, после разных странствий, Жёлтая субмарина достигает Синих Жадин, но уже с битлами, которые помогают урезонить Синих Жадин. В конце четвёрка появляется в настоящем облике.
В нулевых дегендарный Роберт Земекис заявил, что намерен снять продолжение культовой картины, он даже заручился поддержкой бывших битлов, но провал «Тайны красной планеты» вызвал скептическое отношение к его проекту со стороны Disney.
Между нами «The Wall»
После психоделики и хипповского инфантилизма спустимся с небес на землю. Pink Floyd – ещё одна четвёрка, которая сотворила историю музыки. Нет такого, на чем не экспериментировал этот коллектив. Психоделика, рок, электроника, блюз, джаз, я даже не знаю, какие ещё жанры эта группа не охватила.
«The Wall» — одиннадцатый альбом британцев. Это был 1979 год, эпоха диско и фанка, прогрессива и психоделики уже скоро закончиться, но пока мир ещё не знает глэма, speed и trash, пока ещё прежние кумиры будоражат умы миллионов.
«Стена» стала последней работой Pink Floyd в классическом составе. В 1982 году вышла киноадаптация записи, та самая, чья эстетика легла в основу всех будущих антиутопий.
Отчуждение и одиночество.
Это главные темы рок-оперы, демонстрирующие как непонимание, насмешки и непринятие могут породить в человеке ужасное мировое зло.
Главный герой – мальчик, потерявший отца на войне, страдающий от насмешек со стороны одноклассников и учителей, от деспотичной матери в итоге превращается в фюрера, собирая вокруг себя столь же искалеченные души, давая им в руки силу и оружие.
Уотерс признавался, что задумался о духовной стене, отделяющей его от других после случая на одном из выступлений. Его взбесила выходка одного из фанатов до такой степени, что музыкант плюнул ему в лицо. После этого Уотерс долго не мог простить себе этого, задумавшись, что за стена отделяет его от понимания других.
Следует отметить, что в чертах главного героя многое именно от Уотерса, хотя персонаж больше собирательный и в нём видно влияние фигуры Сидда Баррета, бывшего участника группы.
Многое, что испытывает главный герой, ощущал и испытывал на себе Уотерс, в том числе и потерю отца, и издевательства в школе, и измену любимой женщины. «The Wall» — выстраданный альбом, эта музыка рождённая из страдания и саморефлексии, именно поэтому она столь затягивает слушателя.
Равнодушным к этому альбому и к этой рок-опере остаться невозможно.
Можно даже смело сказать, что тогдашнее увлечение фрейдизмом и психоанализом, так же оказало своё влияние на создание киноадаптации.
«The Wall» не просто музыка, это целое театральное представление, это альбом, практически созданный для театра и кино. В нём больше пафоса, больше эпатажа, чем в прочих творениях Pink Floyd.
Я бы рекомендовал всем не только поклонникам музыки или фантастики посмотреть обе картины, а просто каждому уважающему себя человеку. Эти вещи создали культуру и историю ушедшего века.