Космический транспорт – космические летательные аппараты, предназначенные для перемещения людей и полезных грузов, как на орбитальные станции, так и по всему космосу. В первом случае реальные люди и фантастические персонажи имеют дело с аэрокосмическим транспортом. Реализация последнего из указанных направлений ограничена пока единичными полётами человека на Луну и постоянно откладываемым проектом полёта на Марс. Зато в фантастике не счесть планетолётов и звездолётов, относящихся к самым различным видам.
Условно весь космический транспорт можно разделить на «малоскоростной», субсветовой и транспорт способный перемещаться свыше скорости света. Для классификации имеет значение и тип привода (атомный, фотонный, гравитационный и некоторые другие). Кроме того, космические корабли могут быть пилотируемыми как людьми, так и автоматами при полном отсутствии экипажа.
Герои известных и малоизвестных фантастических произведений путешествуют как на утлых средствах передвижения в космосе, так и на шикарных пассажирских сверхсветовых космолайнерах. Или же они вынуждены подолгу мигрировать, находясь внутри тесных «ковчегов». Кто-то сражается на боевых звездолётах, некоторые проникают с целью нелегального вояжа в гиперпространственные «почтовики», а иные неторопливо прогуливаются на легких «судёнышках» вблизи светил освоенных миров (смотри статьи ЯЛИКИ КОСМИЧЕСКИЕ; ЯХТЫ КОСМИЧЕСКИЕ).
Начнём обзор фантастической космотехники с малоскоростных конструкций, которые были придуманы на ранней заре научной фантастики, а может быть, и более ранними авторами, большинство из которых безвестные сочинители древних мифов греческих, индуистских, шумерских (смотри статью АСТРОНАВТИКА, главу «ПРЕДЫСТОРИЯ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЁТОВ В ЛИТЕРАТУРЕ»). Далеко не все пионеры фантастической астронавтики пользовались транспортом, развивавшим хотя бы первую космическую скорость. Их не смущало ни земное тяготение, ни безвоздушное пространство, ни убийственные для всего живого температуры. Такой науки как астрофизика попросту ещё не существовало.
А всё внеземное пространство представлялось «твердью небесной». Вполне естественным казалось улететь за пределы Земли на стае запряжённых лебедей (Ф. ГОДВИН «ЧЕЛОВЕК НА ЛУНЕ, ИЛИ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, СОВЕРШЁННОЕ ДОМЕНИКОМ ГОНСАЛЕСОМ, ИСПАНСКИМ ИСКАТЕЛЕМ ПРИКЛЮЧЕНИЙ, ИЛИ ВОЗДУШНЫЙ ПОСОЛ»). Ещё более обнадежило насчёт возможности таких вояжей появление в реальности первых воздушных шаров. Фантазия уносила всё дальше – к иным планетам. Но сами космические корабли вымышленных первопроходцев космоса и спускаемые аппараты составляли пока ещё единое целое. Модульный принцип построения космического транспорта не только не проглядывался; его старались обойти, например, с помощью ракетопланов.
1. АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
Ранние теоретические намётки в данной области принадлежат Ф. А. ЦАНДЕРУ: «Мой межпланетный корабль состоит из аэроплана, на который установлен авиационный двигатель высокого давления. На высоте примерно 26 вёрст над Землёй авиационный двигатель будет выключен и включён ракетный мотор с силой тяги в 1500 кг. Затем специальным механизмом мы втянем части аэроплана в котёл, где они будут расплавляться и получим жидкий алюминий, который вместе с водородом послужит нам прекрасным горючим материалом. На высоте примерно 85 км над Землей от аэроплана уже ничего не останется, а расплавленный металл будет использован как топливо. А останется только ракета с большими крыльями и рулями, а также кабина для людей».
Судя по описанию, эта «навороченная» конструкция, предложенная Ф. ЦАНДЕРОМ, не предусматривала посадки на планеты, а была рассчитана только на облет вокруг Земли. Да и стыковаться в стратосфере ей было не с чем. Зато с точки зрения фантастики идея выглядит достойно. Чем же ответили литераторы, придерживающиеся рамок твёрдой и далеко не авантюрной фантастики?
В произведении Б. БЮРГЕЛЯ «Ракетой на Луну» (1925), обычный реактивный самолёт находит опору для крыльев далеко за пределами земной атмосферы благодаря вторжению в Солнечную систему обширного пылевого облака. Но такие или подобные им астрофизические случаи могут произойти раз в сотни миллионов лет, о чём поведал И. ЕФРЕМОВ в повести «Звёздные корабли». И рассчитывать на них не приходится.
А в повести В. БАБЕНКО «Встреча» действие происходит на борту огромного стратоплана, представляющего собой нечто среднее между пассажирским авиалайнером и орбитальной станцией, составленное из автономных модулей. Назначение – перевозки людей на расстояния соизмеримые с протяжённостью материков. Построить подобную технику даже теоретически можно только международными усилиями, отказавшись от военных и прочих «нецелевых» затрат.
В перспективе этот способ осуществления челночных рейсов в таком виде, в каком они происходят в реальности, требует больших расходов и неудобен. Да и заинтересовал изначально он военных специалистов и испытателей.
Альтернатива околоземному передвижению в виде космического лифта предложена в романе А. КЛАРКА «ФОНТАНЫ РАЯ» (смотри ЛИФТЫ). Но пока такие материалы, что выдерживают чудовищные нагрузки за счёт своей особой структуры, существуют только в фантастике.
Смотри также статью КАТАПУЛЬТА КОСМИЧЕСКАЯ данной энциклопедии.
2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ КОСМИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ
Понятие «вспомогательный космический транспорт» объединяет в себе сравнительно небольшие и сравнительно несложные технические устройства для узкоцелевых задач, связанных с перемещением и работой преимущественно в открытом космосе.
Однако ходовые испытания первого прототипа одного из видов вспомогательного космического транспорта в фантастике проходили в виде бреющих полётов средств «малой реактивной авиации» над земной поверхностью. Киногерой Джефф Кинг, он же «король ракетменов», носил костюм, сильно напоминающий доспехи хоккейного вратаря. Добавлением к спецодежде был реактивный двигатель, установленный прямо на спине актёра (кинофильм «Король ракетменов». США, 1945).
Если бы не кинотрюки с подвешиванием тросов, вдоль которых «летал» человек-ракета, он рано или поздно подпалил бы свои ноги или свернул бы себе шею при неудачном приземлении. Иное дело открытый космос, там, где нет силы тяжести и воздушных завихрений. Достаточно слабой реактивной тяги и скромного запаса топлива для того, чтобы производить монтажные или ремонтные работы на всей поверхности космических кораблей, находящихся на стационарных орбитах (А. КЛАРК «2010-й: Одиссея-2»). Можно исследовать астероиды, где мала сила тяжести. Однако пыльные лавры вышеупомянутого «короля ракетменов» всё-таки не дают покоя ни земным туристам, ни компании Алисы Селезнёвой, предпочитающим преодолевать реки болота и скалы с помощью ракетных ранцев (К. БУЛЫЧЁВ «Гай-До»).
Вообще, транспорт — это очень важный элемент цивилизации. И не важно, космический уже это транспорт или ещё колесит он по поверхности. Транспорт обеспечивает движение людей и грузов, а это развитие. Вот грузовое такси, к примеру, является очень полезной штукой. Пока ещё это не летающее такси, как в фильме «Пятый элемент» и уж тем более это не такая огромная махина, как «Ностромо» из фильма «Чужой». Но оно поможет доставить груз с точки А в точку Б быстро и просто. И не нужно покупать собственный транспорт или же заказывать перевозку у логистической компании.
Плодом коллективного изобретательства строителей орбитальных космических станций стало «помело». В сложенном состоянии это просто метровая труба, заканчивающаяся «башмаком», вроде тех, на которые приземляются космические аппараты. Но нажмёшь кнопку – оно раздвигается в несколько раз; внутренние аккумуляторы импульса позволяют умелому оператору выделывать с таким «помелом» самые невероятные трюки. «Башмак» можно заменить клешнёй или крюком; есть и другие хитрости. «Помело» кажется простым в обращении, но только, кажется,» (А. КЛАРК «2010-й: Одиссея -2»).
Талантливых кустарей одиночек рано или поздно сменяют солидные фирмы, как например, «Дженерал Продактс», в ассортименте продукции которой есть космические корабли размером с баскетбольный мяч и «сигары» вместимостью в одного человека. Последняя конструкция помимо корпуса состоит из треугольного основания с тремя ракетными двигателями, расположенными по его вершинам (Л. НИВЕН «Мир-Кольцо»).
Как ни странно выглядят подобного рода средства космического передвижения, применение для них найдётся, особенно в аварийных ситуациях А в рассказе Дж. ЛЭНДИСА «Дверь в любую сторону» космический корабль величиной с орех служит для исследования «чёрной дыры».
Кроме того, не будем забывать про нестационарные космические радиомаяки и бомбозонды, эволюционировавшие в романе И. ЕФРЕМОВА «Час Быка» в «чиркающие ракеты». С помощью означенных ракет можно изучать планету, не совершая на неё посадку и не теряя эти зонды навсегда. Автоматы сами возвращаются на высокую орбиту к выпустившему их кораблю и доставляют требуемые пробы.
Предназначение многочисленного семейства космоботов (космошлюпов и т. п.), по сути, то же, что и у аэрокосмического транспорта – то есть курсирование между звездолётом, находящимся на высокой орбите, и поверхностью планеты. Разница лишь в основном месте базирования космошлюпа – не на космодроме (которого может ещё и не быть), а где-то в недрах доставившего его крупного космического транспорта. Возникает вопрос: если есть вспомогательный космический транспорт, значит должен быть и основной. Основным космическим транспортом считаются те средства передвижения в космосе, которые на данный момент являются самыми скоростными у данной цивилизации.
До космического транспорта ещё далеко, а документы доставить в другую точку планеты иногда бывает очень необходимо быстро и надёжно. Я для этого пользуюсь услугами https://cdek-kargo.ru/f-a-q/docs/.