Прометей – фильм 2012 года режиссёра Ридли Скотта, автора первого Чужого.
В начале 2000-х Ридли Скотт совместно с Джеймсом Кэмероном разработали идею фильма, который задумывался как приквел фильма 1979-го года, то есть, время действия которого происходило бы до событий первого Чужого. В одном из интервью Скотт заявил, что хотел бы снять фильм, раскрывающий тайну происхождения Чужих, но проект пришлось отложить до 2009 года, а уже позже он превратился в самостоятельный фильм. Это первая картина из трилогии приквелов.
Прометей — как возникла история?
В 2009 году Джоном Спейтсом (сценарист «Пассажиры», «Доктор Стрэндж» и др.) был написан первый сценарий в продолжение Чужого, но студия не рискнула выделять огромные деньги (250 млн. $) на фильм с рейтингом R. Тогда-то Скотт и решил временно отойти от тематики Чужих. В 2010 году Скотт попросил Деймона Линделофа (сценарист «Война Миров Z», «Стартрек: Возмездие», «Остаться в живых»), посмотреть сценарий Спейтса. Линделоф нашёл общую концепцию привлекательной, но сюжет слишком зависимым от элементов фильма Чужой. Уже в конце 2010 года, Скотт совместно с Линделофом, разработали сценарий, предшествующий событиям первого Чужого, но не связанного с ним напрямую. При Линделофе сценарий превратился из приквела Чужой в новое творение.
Сценарий много раз переписывался, вплоть до самого начала съёмок, и в итоге был запущен в производство в 2010 году.
Фильм «Прометей» был выпущен в 2012 году и при бюджете 130 млн. собрал в общем прокате более 403 млн. долларов.
В качестве актёрского состава для участия в съёмках были приглашены следующие актёры.
На главную женскую роль – археолога Элизабет Шоу претендовали множество актрис, среди которых были Энн Хэтэуэй, Натали Портман и др., но роль в итоге досталась шведке Нуми Рапас. Для того чтобы добиться правдоподобного английского акцента актриса прибегала к услугам преподавателя, а гримёры старались над дополнительным изображением пота и крови. Съёмки с её участием длились шесть месяцев и были очень интенсивными. Шоу, единственная верующая в команде, а вера, по сценарию, считалась устаревшей в науке к 2093 году, и, встретив Создателей, Шоу не теряет веру, а лишь укрепляет её. Линделоф считал важным то, чтобы Шоу отличалась от Рипли из Чужого, дабы избежать сравнений между двумя героинями.
Майкл Фассбендер («Центурион», «Люди Х: Первый класс», «Бесславные ублюдки») — был утверждён на роль Дэвида, андроида, созданного своими творцами, людьми. Дэвид выглядит как обычный человек, но совсем не хочет быть таковым. В его обязанности входило следить за Прометеем. Для Дэвида экипаж корабля словно дети, он ведёт себя по отношению к ним высокомерно, потому что понимает, что его разум совершенен, и, следовательно, он превосходит человека. В то время пока команда учёных ищет своих создателей, Дэвид сам становится создателем.
Нельзя не упомянуть и о ещё одной знойной голливудской красотке в роли Мэридит Виккерс, это Шарлиз Терон («Адвокат Дьявола», «Хэнкок», Форсажы 8,9,10, да и многие другие). Кстати, на роль Виккерс также рассматривалась и Анджелина Джоли а Шарлиз Терон и вовсе по началу отказывалась от роли из-за своего участия в «Безумном Максе 4», но «Макса» отложили и актриса смогла начать съёмки в «Прометее».
«Прометей» — сюжет
Как всегда немного пробежимся по сюжету.
В конце двадцать первого века космический корабль Прометей отправляется к звёздной системе, изображение которой обнаружили исследователи Элизабет Шоу и Чарли Холлоуэй среди наскальных рисунков в горах Шотландии. Это изображение, некая звёздная карта, которая в точности совпадает с некоторыми другими изображениями из разных древних цивилизаций. Люди предполагают, что это ничто иное как приглашение от самих Создателей, в связи с чем, Питер Вейланд, директор могущественной корпорации, создаёт и финансирует экспедицию научного судна «Прометей», которая и должна найти ответы на вопросы о происхождении человека.
Приземлившись на спутник (LV-223), обращающегося вокруг планеты одной из звёзд, указанных на карте, команда сразу же решает исследовать некое колоссальное сооружение, искусственного происхождения. И вот тут начинается самое интересное. Дальше фильм уже не отпустит вас до самого конца.
Думаю, нет особого смысла переписывать весь сюжет. Хочу обозначить лишь некоторые факты, с которыми зрителю предстоит столкнуться. Тут и инопланетное сооружение с залами, в одном из которых находится множество небольших цилиндров с чёрной жидкостью, одной из основ создания разнообразной жизни, в том числе смертельно опасной. И тела убитых инопланетян, коих называют Создателями. И ещё живого Создателя. Скоттом вновь развивается тема Искусственного Интеллекта, теперь уже в лице более совершенного андроида Дэвида, сотворённого естественно людьми.
Одной из идей Скотта было сотворение мира и извечные вопросы человечества – кто мы такие и кто же нас создал? Возможно, он отталкивался от греческой и ацтекской мифологии, в которой Боги создают людей по своему образу, жертвуя какой-то частью себя. Такую жертву, к примеру, можно увидеть во вступительной части картины, когда один из Инженеров выпивает некую чёрную жидкость, стоя на краю водопада. Тело Инженера распадается, попадая в воду, а его ДНК растворяется в ней, создавая при этом новую жизнь на некогда бесплодной планете. Скотт говорил, что человечество это и есть потомство Инженеров.
«Прометей» и религия
В фильме также развиты религиозные темы, которые и подразумевают решения Инженеров наказать человечество, предположительно за их далёкое прошлое. Скотт развивал идею, что однажды на землю был отправлен один из Инженеров, чтобы остановить среди народов возрастающую агрессию, подразумевая в этом Инженере самого Иисуса.
Как поймёт и воспримет для себя каждый эту картину, видимо решит сам зритель, ведь фильм предоставляет лишь элементы информации, но позволяет делать выводы за аудиторией.
Съёмки «Прометея» начались в Торонто, а чуть позже группа переехала в Лондон. Ещё съёмки проходили в Марокко, Шотландии и Исландии, а также в аудиовизуальном комплексе в Аликанте, Испания и в долине Вади Рам, Иордания. К примеру, съёмки экстерьера инопланетного мира были сняты в Исландии.
В производстве использовалась 3D съёмка с помощью пяти установок 3ality Tecynical Atom 3D. Это обошлось Скотту на +10 миллионов к бюджету. Ему так же пришлось убеждать боссов студии о вкладе миллионов в наём учёных и художников-концептуалистов для разработки видения будущего.
Думаю, тот факт, что фильм очень ждали, упоминать не стоит. Сколько же было домыслов и предположений чем всё-таки нас вновь сможет поразить маэстро Ридли. Какие тайны нам откроют и о чём позволят узнать. Недаром производство «Прометея» было отмечено высокой степенью секретности.
Так сумел ли нас удивить, порадовать этот фильм? Думаю, несомненно, да. Да, некоторые из нас ждали прямого продолжения Чужого или же его предыстории. Как и упоминалось уже выше, «Прометей» трансформировался вполне в самостоятельный фильм, но всё же действия происходят в той же Вселенной, что и события прошлых фильмов «Чужой». По заявлению Скотта, к концу третьего акта зритель начнёт понимать, что такое ДНК первого Чужого, и после этого не будет показано ни в одном из последующих фильмов. Скотт утверждал, что сюжет содержит, как определённые знакомые мотивы, так и элементы прошлых фильмов. По его словам, в фильме есть частицы Чужого и показана история пилота в кресле.
Лично меня фильм «Прометей» порадовал и, конечно же, удивил. Такого качественного продолжения «той самой» Вселенной «Чужих», пришлось ждать довольно долго.
Читайте другие статьи о вселенной Чужого:
- Рецензия на «Чужой» (Alien)
- Чужие — как много в этом слове
- «Чужой-3» — сломя грудь на экраны
- «Чужой 4: Воскрешение» — даже смерть не спасёт
- Чужой против Хищника — возвращение кошмаров
- Чужие против Хищника: реквием — ликвидация
- «Чужой: Завет» — новая попытка Ридли Скотта — рецензия на фильм
- Лучше, чем «Чужие»
Уже можно создавать отдельную категорию для вселенной «Чужого», не правда ли?
Подписывайтесь на наш Дзен-канал, там тоже много интересного.