«Если вы интересуетесь идеями научной фантастики, уверяю вас, что фильмы так же хороши, как и НФ проза. А в некоторых отношениях даже лучше. Философия абстрактна, а отвлеченные идеи трудны для понимания. Кинематограф делает идеи и концепции зримыми, что облегчает изучение этой науки».
Марк Роулендс «Философ на краю Вселенной»
Что мы знаем об истории научной фантастики?
Мало чего.
Сейчас стало много подкастов на эту тему, у молодежи и истэблишмента популярен научпоп, а значит и фантастика.
Но это сейчас. Если говорить о чем-то более раннем, то у нас это могло ограничиваться только разрешенной литературой, а ее было мало. В дефиците были детектив и фантастика, поэтому серьезно говорить об исследовании научной фантастики и фэнтези у нас можно только с уклоном в наши дни.
Тем не менее, были робкие попытки систематизировать наши знания об этом жанре.
Но начну я не с России.
Начну с Америки. Да, да, мой дорогой конспиролог, конечно же, меня подкупило ЦРУ. А, если серьезно, то все мы любим американскую культуру, на их фильмах, музыке, мы росли.
«Терминатор», «Матрица», «Трансформеры», «Франкенштейн», рок-музыка и др.
Поэтому нам будет интересно услышать о философии фантастики, которая в Штатах и возникла.
Советую почитать любопытнейшую книгу американского философа Марка Роулендса «Философ на краю Вселенной».
Сейчас перечитываю ее. Читается очень легко, а философские вопросы поднимаются через призму классики голивудской фантастики, начиная от фильмов о чудовище Виктора Франкенштейна, заканчивая «Матрицей».
Чем меня еще зацепила эта книга?
Подходом, который мне близок. Который, очень американский, я бы сказал. Элитарное здесь смешивается с популярным. Через простоту восприятия мы приходим к глубоким философским вопросам.
Тем более, мне как выпускнику философского факультета и писателю-фантасту, читать о таком, вдвойне отрадно.
Всем поклонникам фантастики и всем философам рекомендую к прочтению.
История сама по себе наука очень интересная. Вот и https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-belarusi/17390-razdely-rechi-pospolitoj-kratko.html старается дать полную картинку прошлого. Как говорилось в классике советского кино: «Боже, как это интересно. Отнимать у земли давно ушедшие забытые тайны!». Любознательный человек всегда ищет источники, которые могли бы раскрыть ему интересующие темы.
Но а теперь о России.
А.Ф. Бритиков, как-то, написал двухтомный труд «Отечественная научно-фантастическая литература». История ее заканчивается 1991 годом, эта книга у меня на очереди. В принципе, судя по началу, написана тоже достаточно неплохо. В СССР фантастику любили, она была чем-то андеграудным и модным.
Жаль, что изучение предмета ограничивается только литературой. Фантастическое кино тогда, хоть и приковывало внимание, но в официальных кругах, чем-то значительным не считалось.
Хотя чего стоит только «Киндза-дза»!
Была нелепая попытка Клима Жукова сравнить фантастику нашу и американскую. С каким-то дружком спортсменом, он перемывал кости американской фантастике, но ни один, ни другой, кроме известных всем Ефремова, Стругацких или Казанцева, вспомнить не смогли, а об американской судили по «Чужому» и «Терминатору».
Советская фантастика для них была «добрее», потому что в детстве они смотрели «Гостью из будущего» и «Отроки во Вселенной».
Я делал разбор их «критики». Хотя чего мы хотим от персонажа, который доводится приятелем такой личности как Гоблин, в девичестве Пучков.
Ну, а если читать лень, советую послушать Илью Стогова и его рассказы по истории фантастики. Есть подкасты и посвежее, например, «Худо не было. История фантастики».
«Тот критик, который считает, что » Вспомнить все» плохой фильм, не смог бы распознать философскую проблему, даже если бы съел ее на обед. Философия окружает нас везде, мы сталкиваемся с ней каждый божий день. И находим ее, пусть в несколько искаженном виде, в популярных, далеко не бесспорных с художественной точки зрения, картинах.»
Марк Роулендс «Философ на краю Вселенной».