
Как поджанр научной фантастики киберпанк представляет собой сочетание кибернетики, «науки о коммуникациях и системах автоматического управления, как в машинах, так и в живых существах», и панка, субкультуры, характеризующейся антиустановочным настроем и громкой, агрессивной музыкой. Действие произведений в стиле киберпанк часто происходит в антиутопическом будущем, и в них рассматривается сочетание передовых технологий и краха общества.
Хотя автора «Нейроманта» Уильяма Гибсона часто называют «отцом киберпанка», возможно, ни один другой автор не является лучшим примером жанра, чем Филип К. Д., чьи рассказы исследуют темы искусственного интеллекта, альтернативных реальностей, вымысла и измененных состояний сознания и послужили вдохновением для некоторых из лучших киберпанк-фильмов всех времен, включая несколько картин в этом списке.
Дредд (2012)

Несмотря на то, что фильм «Дредд» получил признание критиков, в частности, за «впечатляющие спецэффекты» и «сухой юмор», в 2012 году он прошел незамеченным, собрав в прокате всего 41,4 миллиона долларов при бюджете в 45 миллионов долларов. Однако с тех пор фильм по праву признан культовой классикой жанра киберпанк, и фанаты требуют сиквела, над которым, по словам звезды Карла Урбана, он работает «очень, очень усердно».
Темный город (1998)

Фильм «Темный город» вышел за год до «Матрицы» (1999), и многие критики, в том числе Роджер Эберт, отмечали его влияние на последнюю. С тех пор фильм занял свое место среди классики киберпанка, но стильный и визуально ошеломляющий экшен-нуар Алекса Пройаса не получил того признания, которого заслуживал во время своего выхода. При бюджете в 27 миллионов долларов США фильм собрал в мире всего 27,3 миллиона долларов.
Вспомнить все (1990)

Как и многие другие великие киберпанк-фильмы, «Вспомнить все» (Total Recall) смутно основан на произведении Филипа К. Д., рассказе «Воспоминания навалом», в котором компания Rekal Incorporated вживляет клиентам ложные воспоминания. Бюджет фильма составил более 50 миллионов долларов, и на тот момент он был одним из самых дорогих. Но деньги были потрачены не зря, поскольку ожидалось, что фильм соберет в прокате в пять раз больше этой суммы.
ТРОН (1982)

Аниматор и режиссер Стивен Лисбергер вдохновился идеей снять фильм в компьютерном мире после просмотра видеоигры Pong в середине 70-х. Спустя почти 40 лет после выхода фильма на экраны очевидно, что «Трон» повлиял на другие научно-фантастические фильмы, включая «Матрицу».
Пятый элемент (1997)

Эммет Ашер-Перрин из Tor.com назвал этот фильм одним из «лучших/худших научно-фантастических фильмов всех времен». «Визуально изобретательный и с ликованием перегибающий палку», «Пятый элемент», безусловно, вызвал разногласия среди критиков и зрителей, но нельзя отрицать, что это уникальный фильм, который стимулирует чувства на всех уровнях. «Он полон продуманной структуры и измерений, практических эффектов и сцен [и] музыки, которая удивляет», — хвалит Ашер-Перрин.
Петля времени (2012)

В недалеком будущем Луперы — это киллеры, которых преступные синдикаты отправляют в прошлое. Но когда Луперу (Джозеф Гордон-Левитт) не удается «закрыть брешь», убив своего старшего „я“ (Брюс Уиллис), в этом умном киберпанковском боевике от режиссера Риана Джонсона, который ранее работал с Гордоном-Левиттом в современном фильме-нуаре «Кирпич» (2005), начинается настоящий ад.
Особое мнение (2002)

Действие фильма «Особое мнение» (Minority Report), основанного на рассказе Филипа К. Д. 1956 года, происходит в будущем, где специальное подразделение полиции под названием PreCrime обладает способностью арестовывать преступников еще до того, как они совершат свое преступление. Как отметил Роджер Эберт в своей четырехзвездочной рецензии, это «фильм, который работает над нашими мыслями и эмоциями», где сюжет и персонажи всегда стоят на первом месте, а не визуальные эффекты — хотя визуальные эффекты просто потрясающие».
Помутнение (2006)

В фильме «Помутнение» агент под прикрытием Боб (Киану Ривз) начинает сомневаться в собственной личности после того, как пристрастился к сильному и опасному наркотику под названием «Субстанция D». С помощью ретроспективного ротоскопирования — анимационной техники, при которой аниматоры прорисовывают оригинальные кадры фильма, — режиссеру Ричарду Линклейтеру удалось передать параноидальный, похожий на сон мир полуавтобиографического романа Филипа К. Д. 1977 года.
Район №9 (2009)

Научная фантастика тем и хороша, что позволяет режиссерам исследовать такие спорные темы, как раса и ксенофобия, метафорично и в то же время более прямолинейно, чем однозначные жанры. Нилл Бломкамп доказал это своим прорывным режиссерским дебютом «Район № 9», рассказывающим о мире, в котором инопланетяне вынуждены жить в убогих условиях на Земле. Как написал Дуэйн Дудек в Journal Sentinel, «в результате получился боевик о ксенофобии, в котором все человечество едино в своей неприязни и недоверии к насекомоподобному виду».
Чужие (1986)

В фильме «Чужие» Джеймс Кэмерон направил франшизу о пришельцах в совершенно иное русло и снял не научно-фантастический ужастик, а высокоинтенсивный боевик. Если фильм «Чужой» 1979 года был «Техасской резней бензопилой» в космосе, то сиквел 1986 года — это «Рэмбо в космосе». (На самом деле Кэмерон работал над сценарием «Рэмбо II» за год до этого). Тем не менее, фильм имел коммерческий и критический успех, и получил особенно положительные отзывы за то, что Эллен Рипли стала еще большим воином, чем в первом фильме.
Терминатор (1984)

«Терминатор» открыл новую эру научной фантастики, характеризующуюся мрачностью и вновь обретенным страхом перед технологиями. Фильм опередил свое время не только визуально, но и тематически, исследуя темы мужественности и восстания искусственного интеллекта. Библиотека Конгресса США выбрала его для сохранения в Национальном реестре фильмов за его «культурную, историческую или эстетическую значимость».
Апгрейд (2018)

Актер, сценарист, режиссер и продюсер Ли Уэннелл, наиболее известный по работе над хоррор-франшизами «Пила» и «Коварство», доказал, что для создания аккуратного научно-фантастического фильма не нужен большой бюджет. Действие «Апгрейда» происходит в недалеком будущем, где технологии распространены повсеместно. Когда жизнь гордого разрушителя машин Грея Трейса (Логан Маршалл-Грин) переворачивается с ног на голову, он обращается к технологиям, которые раньше отвергал, чтобы отомстить.
Пи (1998)

Даррен Аронофски получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс» за свой первый полнометражный фильм о математике-параноике, который верит, что всю природу можно понять с помощью правильных цифр. Может быть, действие фильма и не происходит в антиутопическом будущем, но эстетически и тематически «Пи» — это киберпанк. По словам Евы Зибарт из Washington Post, «это, возможно, самая убедительная работа в жанре киберпанк».
12 обезьян (1995)

Брюс Уиллис играет Джеймса Коула, заключенного в тюрьму в 2035 году, которого отправляют в прошлое, чтобы помочь ученым узнать больше о смертоносном искусственном вирусе, уничтожившем человечество в 1996 году. Характерная для режиссера Терри Гиллиама работа «12 обезьян» — это потрясающее визуальное удовольствие, полное поворотов и сложных декораций. Двадцать пять лет спустя фильм, к сожалению, приобрел новую актуальность в связи с появлением вируса COVID-19, который уже убил более 2 миллионов человек по всему миру.
Бегущий по лезвию 2049 (2017)

Последовать по стопам Ридли Скотта в качестве режиссера долгожданного продолжения «Бегущего по лезвию» (1982) — задача не из легких, но если кому-то это и под силу, так это Дени Вильневу, который уже доказал свой талант в работе над интеллектуально сложными концепциями в фильме «Прибытие» 2016 года. Хотя фильм «Бегущий по лезвию 2049» не столь революционен, как оригинал (но что может быть революционнее?), он столь же визуально ошеломляющ, как и фильм 1982 года, во многом благодаря работе виртуозного кинематографиста Роджера Дикинса.
Терминатор 2 (1991)

«Терминатор 2» — один из тех редких сиквелов, которые не уступают, а может быть, даже превосходят оригинал. На этот раз киборгу, которого играет Арнольд Шварценеггер, поручено не убивать Сару Коннор (Линда Хэмилтон), а защищать ее сына-подростка Джона (Эдвард Ферлонг). «Терминатор 2» стал настоящим кассовым хитом в 1991 году, а также самым кассовым фильмом с возрастным ограничением до выхода «Матрицы перезагрузки» в 2003 году.
Из машины (2014)

Алекс Гарланд написал сценарии к таким фильмам, как «Пляж», «28 дней спустя» и «Дредд», а затем дебютировал в качестве режиссера с фильмом «Из машины» (Ex Machina) — искусным научно-фантастическим триллером о программисте (Домналл Глисон), которого генеральный директор его компании (Оскар Айзек) выбирает для участия в эксперименте с разумным человекоподобным роботом по имени Ава (Алисия Викандер). Номинированный на премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и удостоенный премии „Оскар“ за лучшие визуальные эффекты, фильм «Ex Machina» — это киберпанк в его лучших проявлениях, сочетающий захватывающий сюжет и потрясающие визуальные эффекты.
Матрица (1999)

Фильм «Матрица» помог киноиндустрии войти в XXI век. Несмотря на то что фильм вышел более двух десятилетий назад, он до сих пор кажется одним из самых революционных фильмов всех времен, переосмыслив все — от компьютерной анимации (CGI) до героев боевиков. Всего 15 лет отделяют «Матрицу» от «Терминатора», еще одного новаторского фильма, и все же эти два фильма отличаются друг от друга, когда речь заходит о визуальных эффектах.
Чужой (1979)

Спустя более четырех десятилетий после выхода на экраны «Чужой» Ридли Скотта остается одним из самых влиятельных фильмов в жанре si-fi всех времен, породив не только сиквелы, приквелы и спин-оффы, но и множество подражаний и откровенных копий. Изначально на роль Эллен Рипли Скотт прочил Мерил Стрип, но в итоге остановился на Сигурни Уивер, когда та с получасовым опозданием явилась на прослушивание в сапогах до бедер. Выбор оказался правильным, ведь Уивер помогла создать одну из лучших героинь в истории кино и положила начало эре сильных, независимых женских ролей.
Бегущий по лезвию (1982)

Основанный на романе Филипа К. Д. 1968 года «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», фильм «Бегущий по лезвию» является квинтэссенцией киберпанка. Действие фильма происходит в антиутопическом будущем Лос-Анджелеса (2019 год, заметьте!). Бегущий по лезвию Рик Декард должен выследить и «уничтожить» группу биоинженерных гуманоидов (известных как репликанты), которые украли космический корабль и вернулись на Землю. Как писал Крис О’Фалт из IndieWire в 2017 году, «визуальное влияние шедевра Ридли Скотта 1982 года только возросло за последние 35 лет» и вдохновило целое поколение режиссеров, кинематографистов, сценографов и художников по визуальным эффектам.
Чтобы не пропускать новости и интересные статьи о фантастике, присоединяйтесь к нам в Телеграме или посетите наш на канал в Дзене.