Болат Кисамбаев о кино и кинофантастике

Поделитесь с друзьями!

Мы беседуем с Болатом Кисамбаевым – одним из основателей проекта о кинопостерах @postermodernism в Инстаграм,  соавтором паблика о кино VISUALECT.

Здравствуйте!

Неужели фантастика в кино и в играх затмила своё книжное воплощение?

Интересный вопрос. Какая бы ни была хорошей экранизация той или иной книги, она всё равно является интерпретацией и адаптацией оригинального первоисточника, со своими плюсами, недостатками и условностями. Правда, бывают случаи, когда благодаря интересной адаптации, первоисточник обретает новое дыхание.

Если мы говорим о форме подачи информации, то безусловно, кино — это наиболее лёгкий и менее энергозатратный способ восприятия для масс. На просмотр фильма человек тратит от силы 2-3 часа жизни, на хорошую игру от 10 часов, а на чтение книги, — ещё больше. Но лучшая экранизация всё-таки всегда остается в твоей голове, её рисует воображение при чтении.

Какая фантастика сейчас нужна зрителю и читателю? Кукой фантастики не хватает, на ваш взгляд?

На мой взгляд, сейчас острая нехватка оригинальных проектов, вне зависимости от жанра и формы подачи. Что мы видим в кино? Сплошные ремейки, сиквелы, приквелы, адаптации книг/игр/комиксов/манги и перезапуски. Согласен, что больше всего от нехватки оригинальных идей страдает жанр фантастики в кино. Если уж говорить о массовом зрителе, то тут проблем нет. Фильмы по комиксам Марвел/Диси, «Звездные войны», «Мир юрского периода», Вселенная Гарри Поттера и др. франшизы ежегодно снабжают качественным аттракционом. Лично мне, как зрителю, не хватает более вдумчивой и умной фантастики, будь то “Бегущий по лезвию 2049”, “Аннигиляция”, “Патруль времени”, “Из машины”, “Дорога ярости”, “Облачный атлас” и т.д. Другой вопрос, что ни один из вышеперечисленных фильмов не принес особой кассы создателям и студии, а значит, такие фильмы будут снимать все реже и реже в будущем. И это печально.

Стоит ли делить фантастику, да и другое проявление искусств  на жанры?

Лично я считаю, что нужно, всё-таки, разделять, ибо фантастика сама по себе тоже бывает разной.

Это и Сай-Фай, и Космическая опера, Хорроры, Триллеры, Антиутопии, Фэнтези, Сказки.

Ваш топ 5 лучших фантастических и топ 5 худших фильмов в этом жанре?

Если мы говорим об оригинальных проектах, то, безусловно, в мой личный ТОП фантастики будут входить:

  • первая “Матрица”, тогда ещё братьев Вачовски
  • “Начало” Кристофера Нолана
  • “Она”(2013) Спайка Джонса
  • “Донни Дарко” Ричарда Келли
  • Назад в Будущее” Земекиса
  • “Чужие среди нас” Карпентера
  • просто обожаю второго “Терминатора
  • первые “Охотники за привидениями”

 плюс я бы ещё выделил “Шоу Трумана”, “Валли”, “Кин-дза-дза!” Данелии, ну и, конечно же, “Звездные Войны”. Куда же без них!

А насчет худших, боюсь, что список будет ещё длиннее. Начиная от некоторых сиквелов культовых фильмов, заканчивая проектами от студии “The Asylum”.

Какие экранизации фантастики являются лучшими, на ваш взгляд?

  • Бегущий по лезвию” Ридли Скотта
  • “Иван Васильевич меняет профессию” Гайдая
  • снятого по пьесе Булгакова, “Собачье сердце”
  • “Парк Юрского Периода” Спилберга
  • “Престиж” Нолана
  • “2001 год: Космическая одиссея” Кубрика
  • Марсианин” Ридли Скотта
  • “Прибытие” Дэнни Вильнева
  • “Аннигиляция” Алекса Гарленда

Если можно включать экранизации комиксов, то тут, пожалуй, стоить выделить “Город Грехов” Родригеса, “Стражей Галактики” Ганна, “Мстителей”.

Давайте поговорим о нашем кино. Многострадальное отечественное кино выглядит не менее интересным, если убрать Михалковых, Бондарчуков. В частности, на мой личный взгляд, неплохие сюжеты и достойная игра актеров, как ни странно, в комедиях. Что вы думаете, на этот счет? если согласный со мной, то почему так выходит?

Если говорить о конкретных фильмах, то тут на один “Географ глобус пропил” приходится по три андреасяновских комедий, на одного “Дурака” несколько “Елок” и т.д. В целом, российский кинематограф переживает интересные времена. Среди режиссеров хочется выделить проекты Романа Каримова, Алексея Нужного, Юрия Быкова, Оксаны Бычковой, Валерия Тодоровского, Александра Сокурова.

Если уж заговорили о Бондарчуке. Штамповка фильмов, это как штамповка ролей у Безрукова? Это от творческого бессилия или попытка доказать что-то?

Смотря, что понимать под штамповкой?

Если по факту, то Федор Бондарчук один из самых кассовых российских режиссёров и продюсеров современности. Отрицать это будет бессмысленно и глупо. Откровенно провальным у него был лишь “Обитаемый остров”, опять же, в тему сегодняшней беседы, —  экранизация советской фантастики.

Другое дело, что все его проекты априори вторичны и копируют уже существующие фильмы, сюжеты и киношные образы: “9-я рота” — это смесь “Взвода” Оливера Стоуна и “Цельнометаллической оболочки” Кубрика,

“Притяжение” — это “День, когда Земля остановилась”, “Сталинград”, пожалуй, взял все самое худшее у голливудских фильмов о второй мировой.

Игра в патриотов. Не погубит ли это наше кино и остальное искусство окончательно?

Мне кажется, что чрезмерный ура-патриотизм —  затуманивает взор. Да, гордиться прошлыми заслугами нужно, забывать о достижении предков нельзя, но всё-таки нужно идти вперёд, чтобы в будущем можно было вспомнить о заслугах сегодняшнего настоящего. А сейчас, в этом плане идёт всеобщая стагнация и откат назад.

Погубить искусство невозможно. Оно будет развиваться, находить новые формы, изменяться с течением времени, но будет ЖИТЬ!

Сериалы по мотивам комиксов DC и Marvel вышли на серьёзный уровень. «Мстители» затмили прочие фильмы в жанре фантастики. Это массовый эскапизм или комиксы доказывают, что и они способны на серьёзные поступки?

Да, кино, как и любое развлечение — это, в первую очередь, уход от реальности, так называемый эскапизм. Поход в кино — это, как форма релаксации, отвлечение от житейских проблем, уход и погружение в выдуманный мир магии кино. И чем ярче, и краше этот воссозданный мир на экране, — тем ярче эмоции.

Вспомните “Прибытие поезда” братьев Люмьер, ведь это самый что ни на есть первый аттракцион в кино!

Кино — это, конечно же, бизнес.

И с этой точки зрения, хочется похвалить студию Марвел и Кевина Файги. Они нашли свой стиль, выработали четкую формулу, которая работает бесперебойно уже на протяжении десяти лет и приносит миллиарды долларов.

Кстати, кинокомиксы не ограничиваются только фильмами Марвел и Диси, это еще и “Сквозь снег”, “Оправданная жестокость”, “Проклятый путь”, “Олдбой”(снят по манге), “Жизнь Адель”.

В продолжение темы комиксов. Легендарный Стэн Ли всегда пытался донести в своих историях что-то более глубокое, чем простой комиксный героизм. И у него, во многом, это получилось. А вот серьёзный жанр способен посмеяться над самим собой?

Смотря, что вы подразумеваете под “серьёзным жанром”? Вот на протяжении всего интервью, мы говорим о жанре “Фантастики” в кино. Можно ли считать его серьёзным жанром? Да, среди Фантастики есть более легковесные приключенческие фильмы, а есть целые мрачные утопические миры со своей философией и моралью.

Естественно, я за то, чтобы даже в самом серьёзном жанре можно было найти хотя бы долю самоиронии. Умение посмеяться над окружающими и, в первую очередь над собой — одно из важнейших качеств.

Касательно Стэна Ли, вы правы! Он просто пришёл и перевернул игру! Непросто дал новое дыхание комиксам, а перестроил целый жанр, да что там, — целую индустрию. Легендарный человек нашего времени!

Какую фантастику нам ожидать в будущем?

Если в перспективе на ближайшие 5 лет, то в кино (в отличие от сериалов) всё довольно предсказуемо:нас будут кормить очередными Трансформерами, кинокомиксами, Звёздным путём/Звёздными войнами, Юрским периодом, Вселенной Гарри Поттера, Терминатором, ремейками классики от Дисней. Universal готовят “Тёмную вселенную классических монстров”, ещё будут сиквелы Аватара, да и в целом, тематика Космоса и неизведанных миров будет актуальна как никогда.

Лично я жду не дождусь, когда Вин Дизель и Ко отправятся в космос в каком-нибудь Форсаже 12 =). Ну и не забываем про всеобщую волну Ностальгии по 80-м/90-м, наверняка будут очередные ребуты и перезапуски бессменных хитов того времени.

Ну и по классике, экранизации бестселлеров, известных компьютерных игр и даже настольных.

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал".Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.