Антон Уткин — интервью с режиссёром

На сегодняшний день целый пласт мировой фантастики проходит мимо российской аудитории читателей. Нас же касаются только коммерчески выгодные проекты из мирового кинематографа. Но, несмотря, на видимую заброшенность отечественной фантастики, всё же предпринимаются попытки сделать качественную кинофантастику, и сегодня мы поговорим на эту тему с режиссёром Антоном Уткиным.

Интервью с режиссёром Антоном Уткиным

Возродить хорошее кино в России и, в том числе, хорошее фантастическое кино, предпринимались попытки, но, положа руку на сердце, что-либо стоящее внимание, отметить не удаётся. 

На что сделали ставку вы?

Мы с моим соавтором Натой Покровской, в какой-то момент поняли, что надо заново переизобретать язык, на котором автор разговаривает со зрителем, потому что годы «ментов», «разбитых фонарей», новояза и всякой проходной чернухи не очень хорошо отразились на повествовательном контексте — трудно представить историю, в которой — ну, например — герои будут разговаривать на литературном русском, и это не будет выглядеть смешно. Мы пытаемся нащупать такой язык, такой киноязык. Надеюсь, получается.

“Summer” — Indie Sci-Fi Short Film — Teaser Trailer

Можно ли говорить о кризисе фантастики? Будем говорить откровенно, таких титанов, как Ефремов, Азимов, Лем, Шекли, сейчас не встретить, а кинофантастика уже давно обыгрывает темы из комиксов. Складывается такое впечатление, что что-либо интересное было создано в 80-х, 90-х годах.

Есть огромный разрыв между состоянием дел в современной фантастике, тем, какую фантастику читают в нашей стране, и тем, что снимает Голливуд.

С нашей страной любопытно — у меня складывается такое ощущение, что мало кто читает современную зарубежную фантастику. Отечественную — пожалуйста, но дальше Азимова и Лема почти никто не заглядывает. Хотя достаточно прочесть победителей премий Hugo, Nebula и премии им. Кларка последних лет эдак десяти, чтобы голова взорвалась от прекрасного и удивительного. Аластер Рейнольдс, Грег Иган, Чарли Стросс, Карл Шрёдер, Чайна Мьевилль, Лю Цысинь, Энн Леки, Джон Скальци, Иен Макдональд, Питер Уоттс — список можно продолжать, это феноменальные авторы, которые забросили мировую фантастику на сотни лет вперёд, и которых в России практически никто не знает.

В Голливуде не первое десятилетие упорно снимают произведения одного и того же фантаста — просто по принципу, что если уж получилось один раз, получится и дальше; автор очень сомнительный, но оригинальный материал приходится существенно переделывать, и получается всё лучше и лучше. Так себе стратегия, но фантастика это дорогое удовольствие, которое нужно как-то окупать, как-то, условно говоря, хэджировать риски, поэтому я понимаю, почему так происходит.

В комиксах нет ничего плохого, они позволяют Голливуду окупать производство кучи более экспериментальных фильмов, заигрывать с жанром, пробовать новые формы — это хорошо. Кроме того, время комиксов уже уходит — ещё несколько лет, и продавать один и тот же веер одинаковых героев и похожих спецэффектов станет совсем сложно.

Наконец, независимые голоса раздаются всё чаще. В конце года выходит Arrival Вильнёва по оригинальному материалу прекраснейшего Теда Чана — судя по первым отзывам, кино получилось отличное. Братья Ноланы каждый раз выдают на гора впечатляющие фильмы. Шейн Кэррут делает новое кино, на этот раз со звёздами. По Азимову вроде бы снимают телесериал.

Несколько лет назад что-то сдвинулось в общественном сознании, и началась новая эра фантастического кино, буквально в один год вместе с Gravity, Oblivion и ещё несколькими убедительными фильмами. Надеюсь, эта эра будет продолжаться.

Какое направление в фантастике вам нравится больше всего? Нет желания замахнуться на «новую волну», экранизовать психоделику Дика или Шекли?

Эта «новая» волна была актуальна в прошлом веке, её авторы давно умерли, а идеи покрылись паутиной — ничего плохого про них сказать не хочу, но тем не менее. В идеальном мире я бы давно взялся поставить что-то из Revelation Space Аластера Рейнольдса. Мы пытались снять кое-что по Игану, но на такой размах пока не хватает сил.

Сейчас век коммерции и короткометражное кино ещё долгое время будет оставаться неким мейнстримом, особенно если говорить о хорошей фантастике. Хотите ли вы замахнуться на «большой экран» или же ваше кино так и останется для «избранных»?

Мы с коллегами хотим снимать массовое кино, доступное и понятное миллионам. Короткометражки это хороший, хотя и трудный старт, но понятно, что самые интересные истории можно рассказать только в крупной форме — в полнометражном кино или в телесериале. Телесериалы — по крайней мере в США, Великобритании и Скандинавии — переживают вторую молодость. Самые интересные истории сейчас происходят на телевидении.

Космосом, космическими баталиями, восстанием машин, аномальными зонами никого не удивить. Лично у меня подобные темы, как  искушённого читателя и зрителя вызывают зевоту. 

Вот как вы сможете угодить такому капризному зрителю?

Зрителю угождать бесполезно. Надо снимать простые человеческие истории, которые могут быть завёрнуты в сколь угодно сложную обёртку — и делать это так, чтобы самому нравилось. Тогда и зритель поверит в это. Другого пути я не вижу.

Много фантастических (при том довольно неплохих) короткометражек можно увидеть в американском кино (вспомнить, хотя бы «Театр Рэя Брэдбери»). Могут ли наши авторы конкурировать с западными аналогами?

Могут. Спецэффекты очень убедительного уровня сейчас можно сделать практически на коленке, просто посвятив этому приличное количество времени и ресурсов. Самое главное — крепкая, интригующая, драматичная история, которая увлечёт и соавторов, и съёмочную группу, и актёров, и в конечном счёте зрителя. Это — самое трудное.

Вот как-то, с такими жанрами, как фантастика и детектив у нас в стране не срослось. Можете, конечно, поспорить, но кроме отдельных, даже не авторов, а произведений, что-либо значимое для мировой литературы из нашей фантастики отметить сложно. Того же Ефремова, если и знают, то в элитарных литературных кругах, Стругацкие стали некой «диссидентской» модой, но не они ужасно однообразны. Только кинофантастика может похвастаться чем-то. действительно, заслуживающим внимания. 

Отчего так, по вашему мнению?

Не знаю, я не литкритик и не кинокритик.

Немного о проектах Антона:

https://summerfilm.ru/

https://www.facebook.com/LateralSummer/?hc_ref=PAGES_TIMELINE&fref=nf

so_kir_kin

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал".Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.