Связь, её способы и средства

Связь, её способы и средства

«…связь может быть проводной или лазерной, или вообще технической связи может не быть, а просто тридцать тысяч курьеров».
С. ДРУГАЛЬ «Мы, дающие».

Связь – передача и приём информации с помощью различных, главным образом, технических устройств.

Самые древние виды связи на Земле были наименее энергозатратными, потому что соответствовали наиболее слабому развитию техники. Дымы от индейских костров, бои африканских тамтамов, а равно и голубиная почта – всё это средства связи, придуманные в обход создания машин. С другой стороны, если коснуться темы телепатической связи, то в фантастике встречается прецедент, когда для направленной и дальней передачи мыслебразов на расстоянии потребовался мощнейший усилитель. В рассказе К. Булычёва «Кладезь мудрости» инопланетянин сетует: «За то время, пока я тут нахожусь с тобой в телепатической связи, пришлось выключить свет на двадцати трёх планетах».

История развития связи в целом должна бы повторяться в альтернативных мирах. Некоторые шустрые иномиряне способны вмешиваться в этот процесс. Так, главный герой романа Спрэга де КЭМПА «Да не опустится тьма!» вновь «изобретает» солнечный телеграф, попадая в «параллельную Римскую империю. Однако регресс тоже возможен. Те счастливчики, кто сумел сохранить своё зрение во время катастрофического нашествия галактических сорняков, вынуждены пользоваться незамысловатой флажковой сигнализацией (Дж. УИНДЕМ «Последний день триффидов»).

Почтовый звездолёт кажется нелепостью на фоне почтового робота, несущего свою службу с помощью телепортации, как это происходит в рассказе Р. ШЕКЛИ «Особый старательский». Возникает вопрос: неужели ещё в обращении горы бумажных писем?

Идея соединить между собой множество информационных машин, именуемых компьютерами, в единую сеть, а затем создать глобальную электронную почту, кажется, сейчас настолько сама собой разумеющейся, что переводит в разряд фантастики ближнего прицела роман А. БЕСТЕРА «Связь через компьютер» (1975).

Сейчас сеть Интернет из фантастики уже давно стала повседневностью. Миллионы сайтов на десятках тысяч серверов по всему миру доступны любому жителю планеты, у кого есть компьютер и доступ в сеть. Тем более у каждого есть возможность арендовать или купить дедик (русскоязычное сокращение от Dedicated Server – выделенный сервер) и стать частью всемирной сети.

Фантастические эффекты, связанные с почтовой связью, стоит поискать вне технической плоскости.

В романе Д. БРИНА «Почтальон» служебный долг скромного работника связи, по-своему понимаемый главным героем произведения, становится сродни долгу воинскому. Новоиспечённый «почтальон», найдя брошенную сумку с корреспонденцией, пытается сохранить моральные ценности, изрядно утраченные деградировавшей земной цивилизацией. В своё время Г. ГУРЕВИЧ в книге «Беседы о научной фантастике» обрисовал перспективы развития связи, систематизировав в этой сфере тенденции как реальные, так и пока вымышленные. Получилась «Таблица копирования», упрощённый макет которой (без рисунков, которые есть в первоисточнике) приводится ниже.

Связь — таблица копирования

Виды копирования Звук
до 2х10000 Гц
Свет
100000 — 1000000 Гц
Предмет до 100000000000000000000 Гц
Простая единичная копировкаТелефонФототелеграммаРатопочта
Копировка с умножениемРадиоТелевидениеРатоснабжение
Разрыв во времениЗвукозаписьКиноРатозапись
Запись без образцаРисованный звукМультипликацияРатотворчество

Очевидно, здесь потребуются некоторые пояснения.

Принцип, используемый в радио- и телесвязи, не следует путать с принципом, используемым в телепортации. В первом случае передаются и принимаются копии звуковых или световых волн, накладываемых на более короткие электромагнитные волны, а во втором — передаются сами предметы, но не их копии.

Последний столбец таблицы целиком посвящён ратомической технике – результату появления новой фантастической науки под названием ратомика.

Ратотехнологии придуманы самим Г. Гуревичем в его романе «Мы – из Солнечной системы». С их помощью осуществляется не транспортировка, а качественное копирование оригинала на атомном уровне (копия не взорвётся самопроизвольно и не рассыплется). Технике обозримого будущего такая задача вряд ли под силу. Но природа с атомной копировкой справляется. Этот процесс происходит в каждой живой клетке при её удвоении.

Из таблицы также видно неизменное увеличение частоты несущей волны по сравнению с собственной частотой того объекта, копию которого требуется передать. Следовательно, в реальности осуществление гипотетической части схемы натолкнётся на предельно огромные мощности оборудования, а также ограничение скорости света в вакууме. Оттого фантастические персонажи находят новые виды связи с энергоисточниками, находящимися вне обычных макрообъектов.

«Какой-то остряк однажды описал Т-комм, как «две консервные банки соединённые суперструной».

Что же, метко сказано. Т-коммы известны плохим качеством звука: чаще всего звук – это и есть сигнал, и связь зависит от психоакустического восприятия. Зато передача надёжна и мгновенна.

Т-волны (ультракороткие волны) и в самом деле бесконечно короткие и жёсткие с точки зрения гиперпространства, но могут быть невероятно длинны и гибки, если рассматривать их с обычной перспективы. Как только такая волна возникает, она автоматически приспосабливается к изменениям в положении передатчика. Стоит передвинуть ультракороткую волну, и вся волна следует её примеру. Пошевели её, и дальний конец, даже находящийся в десяти миллионах парсеков, одновременно повторит колебания с некоторыми произвольными вариациями, произведёнными сдвигами несовместимостей временного потока. Скоро появится Т-Комм видео, но имеющиеся образцы пока не готовы для массового пользования. Людям вряд ли понравится, если изображения любимых окажутся перевёрнутыми или размноженными по всему экрану (Р. ВАДЖРА «Безумие джунглей»).

Итак, имеются вакуумные «суперструны» как основа структуры всей Вселенной и одновременно они же используются в качестве «проводков», обращающих в нуль любое расстояние в пространственно-временном континууме.

Р. ВАДЖРА задействовал идею, на фоне которой как-то блекнет гравитационная связь, о которой раньше успели поведать Г. АЛЬТОВ в рассказе «Икар и Дедал», В. ЖУРАВЛЁВА («Шестой экипаж»), А. КОЛПАКОВ («Око далёкого мира»). Однако мысль о сигналах из вакуума прозвучала ранее в рассказе М. ЕМЦЕВА и Е. ПАРНОВА «Запонки с кохлеоидой».

Используемая фантастическая деталь, похоже, конкурирует с парапсихологической связью, когда носителем информации становится МЭОН.

В фантастике встречается термин «гиперсвязь», который, очевидно, подразумевает проникновение несущей волны через гиперпространство. Таким способом специальный агент полиции Кора Орват выходит на связь со своим шефом в повести К. БУЛЫЧЁВА «Похищение Тесея». Но совсемне исключено, что далеко не всякому дадут с помощью хроносвязи поболтать с законспирированным прогрессором или попытаться дозвониться до Архимеда, Леонардо да Винчи, Наполеона…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.