«Но я чувствую, что мы должны что-то сделать для граждан, так же как и для отпрысков многих наших тел, а не оставлять их бродить по грязному миру и впадать в дикость. Я чувствую, что мы всей командой должны помочь им, дать им выгоды технологии, которую мы сберегли, а не строить из себя неприступный Рай, относясь к миру как к смеси игорного дома с бардаком».
Р. ЖЕЛЯЗНЫ «Бог света».
Что такое прогрессорство? Зачем оно нужно?
Понятие прогрессорства введено в произведениях А. и Б. СТРУГАЦКИХ о Мире Полдня для обозначения целенаправленного тайного воздействия одной цивилизации (более развитой, согласно определённым принятым критериям) на другую цивилизацию.
Ни одна идея не рождалась на пустом месте. Попытаемся ответить на вопрос: кто из фантастических персонажей в числе первых занялся прогрессорством? Очевидно, поиски следует направить к истокам современной фантастики.
Прогрессорство одиночек
Капитан Немо «вычеркнувший» себя из списков «цивилизованного мира» исподволь помогает повстанцам, убеждает одного из учёных, что человечество не должно пойти мимо освоения океанских глубин. Есть тайна, есть альтруистские порывы, но общий результат мизерный. При такой постановке дел и недолговременном техническом превосходстве отшельнику-добровольцу не хватило бы и десятка жизней.
Более резкий контраст между двумя столкнувшимися цивилизациями ощущается в романе М. ТВЕНА «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», оттого действия главного героя, пытающегося внедрить буржуазные ценности в эпоху рыцарства, кажутся более эффектными, но… не эффективными. Прогрессор во времени занимает удачный государственный пост для осуществления своих замыслов, но инерция мышления окружающего общества неумолимо им препятствует. Люди в большинстве своём не понимают чужака, и он не воспринимается ими в качестве мессии.
Следующая веха – эра космических полётов, реализованная в фантастике через многие произведения давнего времени. Однако рассматриваемая тема прогрессорства выпукло просматривается в романе А. ТОЛСТОГО «Аэлита». Два землянина – две модели поведения на чужой планете. Инженер Лось, отличаясь завидным упорством в вопросах техники, прогрессор никудышный. Даже если бы он и пытался что-то предпринять во спасение гибнущего мира, то, учитывая круг общения, забуксовал бы уже на первых стадиях. В дворцовых интригах ему не преуспеть. Конечно, узнать о жизни марсиан нужно как можно больше. Но красноармеец Гусев справедливо опасается, что его товарищ «нанюхается сладкого» и утратит какую-либо общественную значимость. Сам Гусев привык «учреждать республики» по отработанной схеме: главное – провозгласить свои лозунги, показать силу и через неё добиваться желаемых результатов, многое ломая на пути.
Налицо цепочка неудач в рассматриваемой сфере, от продолжения которых, как оказалось, нет убедительных гарантий.
По представлениям братьев СТРУГАЦКИХ, изложенным в повести «Гадкие лебеди», прогресс – движение общества к такому состоянию, когда люди не убивают, не топчут и не мучают друг друга. Но, с другой стороны, с точки зрения диалектики, при этом грош цена такому прогрессу, если в результате оного люди становятся друг другу не нужны, их жизнь обесценивается.
Сомнения и споры, отсутствие спешки, взвешенные поступки – всё это необходимо не только в деле прогрессорства, но и в осуществлении контактов между цивилизациями вообще. Но что же это за бич такой, прямо-таки подгоняющий многих фантастических персонажей к прогрессорству?
У С. ПЕРЕСЛЕГИНА («Бриллиантовые дороги») читаем; «…человек Земли, столкнувшись с коллективным бессознательным отсталых миров, был обречён на прогрессорскую деятельность. Самим фактом своего существования там они вносили возмущения в местную инфосферу и модифицировали вероятности исторических событий… Прогрессорство было формой реализации одного из глобальных комплексов человечества. Ласковая коммунистическая Земля несла печать собственной кровавой истории. На чужие планеты прогрессоров-землян привёл едва ли не Закон Кармы. Мы хотели помочь другим, прежде всего потому, что не сумели когда-то помочь себе».
С одной стороны, невыносимо смотреть на страдания себе подобных существ, идущих по историческому пути сходному с земным – через нескончаемые и напрасные кровопролития и мракобесие («Трудно быть богом»). С другой стороны, преступно лишать чужую цивилизацию её собственной истории, её собственного лица. Этот весьма тернистый и скользкий путь чуть по-иному обозначен у Ч. ОЛИВЕРА («Одержимый страстью»). «Таким образом, задача заключается в том, чтобы ускорить культурную эволюцию планет земного типа и затем объединить их для борьбы с грядущей опасностью. При этом население не должно было знать, что им управляют сторонние силы, в противном случае культурный застой и разлад в жизни планеты были неизбежны».
Конечно, планеты земного типа в фантастике далеко не столь уникальны, как оно наверняка окажется в реальности. Напротив, воображаемый космос прямо-таки нашпигован мирами, населёнными гуманоидами, да ещё неотличимыми от землян. Но и такое допущение не даёт даже претендентам в прогрессоры ни малейшего права на расхлябанность (исход – гибель экспедиции землян в повести К. БУЛЫЧЁВА «Подземелье ведьм»), ни на высокомерие. Здесь впору вспомнить то бесцеремонное «задуривание» аборигенов в романе Р. ЖЕЛЯЗНЫ «Бог света», которое оборачивается, в частности, невозможностью изобрести даже печатный станок. В последнем примере зловещую роль играет как раз элемент тайного, взятый в качестве предпосылки безнаказанности любых низменных устремлений пришельцев.
В дилогии Д. БРИНА «Звёздный прилив» – «Война за возвышение» галактическое сообщество цивилизаций создало целую систему воздействия высокоразвитых разумных рас на менее цивилизованные. Землянам приходится с трудом отстаивать своё право на достойное место в этой системе. Тайн нет, всё достаточно прозрачно. От «кармического предопределения» прогрессорства раз и навсегда придётся отказаться в романе А. КЛАРКА «Конец детства» из-за ближайшей перспективы встречи со Сверхразумом и качественным перерождением земной расы.
Но, предположим, благие намерения землян базируются на благополучном общественным устройством, что опять- таки возвращает нас не только в Мир Полдня, но и к началу данной статьи. Ибо духовными наследниками «мягкого» инженера Лося стали сотрудники Института Экспериментальной Истории, а преемниками «бойца» Гусева – сотрудники Совета Галактической безопасности. И, похоже, что в их лице продолжается заведомо провальное дело. И наиболее трезво мыслящее земляне это осознают.
В их числе постаревший Горбовский, давший отповедь прогрессорству в повести «Волны гасят ветер»: «Либо Странники — сверхцивилизация, и тогда нет им дела до нас, это существа с иной историей, с иными интересами, не занимаются они Прогрессорством, и вообще во всей Вселенной одно только наше человечество занимается Прогрессорством, потому что у нас история такая, потому что мы плачем о своем прошлом… Мы не можем его изменить и стремимся хотя бы помочь другим, раз уж не сумели в свое время помочь себе… Вот откуда все наше Прогрессорство!
А Странники, даже если их прошлое было похоже на наше, так далеко от него ушли, что и не помнят его, как мы не помним мучения первого гоминида, тщившегося превратить булыжник в каменный топор… — Он помолчал. — Сверхцивилизации так же нелепо заниматься Прогрессорством, как нам — сейчас учреждать бурсы для подготовки деревенских дьячков…»
Об отношении Сверхцивилизаций к прогрессорству судить, безусловно, очень трудно, ибо здесь даже интерполировать что-либо, кроме самых общих выводов, ни фантасты, ни кто- либо другой не могут. Но вот особый случай – появляется возможность вытащить из глубокого кризиса цивилизацию колонистов-землян на планете Торманс, развивающуюся несколько веков не просто автономно, а решивших навсегда порвать с родной планетой, не приемлющих предложенного способа её переустройства. Это общий сюжет романа И. ЕФРЕМОВА «Час Быка».
Тормансианам предоставлено самим сделать выбор своего дальнейшего развития. И пусть дело не обходится без массового тиражирования технических устройств, специально созданных землянами «на ходу» именно для такого случая. Ингибиторы короткой памяти и диссекторы распознавания психики собеседника –это лишь весьма гуманное средство реализовать третий закон Ньютона в общественных отношениях, то есть сделать противодействие равным действию…
В. Мошков, Н. Маркалова, Р. Масленников.
Пусть прогрессорство и удел более развитых цивилизаций или их отдельных представителей относительно менее развитых, но ведь самообучение никто не отменял. Не зря же сейчас существуют всевозможные школы обучения онлайн, доступные всем. Вот взять ту же getprofit, где можно подкачать свои навыки в инвестировании.