Яхты космические

«Он владел яхтой, кораблём достаточно надёжным в пространстве, чтобы безопасно увести его на любую обитаемую планету»

А. АЗИМОВ «Космические течения».

Яхты космические – средства передвижения в космосе, отличающиеся наличием специального паруса (экрана) и использованием его в качестве единственного или основного двигателя. Поскольку для движения космических яхт задействована «даровая» энергия ближайших к ним светил, то парус относится к неракетным фотонным движителям. Космическими яхтами  иногда условно называют и те аппараты, что отличаются сочетанием относительной компактности, высокой маневренности и возможностью управлять ими в одиночку даже в гиперпространстве. Одноместными персональными космическими яхтами, способными большую часть пути проходить в гиперпространстве, владеют богатые земные колонисты в романе А. АЗИМОВА «Космические течения». А ведь, если разобраться, фотонные звездолёты, это тоже особая разновидность парусного космического транспорта, только работающего от мощного искусственного источника света. Поэтому рассматриваемое определение может распространяться и на совершенно другие типы планетолетов.

Весьма драматичным оказалось долгое путешествие большого числа пассажиров на яхте-астероиде «Астрелла» (Г. ГУРЕВИЧ «Здарг»; «В зените»).

Предыстория появления космических яхт в фантастике началась с того, что русский физик П. И. Лебедев опытным путём в 1899 году открыл давление  солнечного света на физические тела. В земных условиях величина светового давления ничтожно мала, но космическая бригантина весом в полтонны и снабжённая парусом диаметром в триста метров способна развивать ускорение около 0,0001g. Этого достаточно, чтобы добраться от Земли до Марса менее чем за год. Однако с удалением от солнца эффективность светопарусного двигателя будет уменьшаться. Фантастике свойственно опережать науку, поэтому закономерно, что гипотеза о световом давлении проявилась до её научного доказательства. В романе Ж. Ле ФОРА и А. ГРАФФИНЬИ «Необыкновенные приключения русского ученого» (1889) солнечный свет, отражаясь от огромного зеркала, впервые начал двигать космический  корабль. Земляне воспользовались готовой техникой селенитов и направились к внутренним планетам Солнечной системы.

В дилогии «По волнам эфира» (1913) и «Острова эфирного океана» (1914), созданной Б. КРАСНОГОРСКИМ в соавторстве с Д. СВЯТСКИМ, говорится о полете четырех наших соотечественников к Луне на рассматриваемом виде космического транспорта. Разумеется, их воображаемое техническое детище отличалось не полотнищами грубой ткани, а огромным зеркалом «из чрезвычайно тонких листов гладко отполированного металла». Возможно, с этого произведения можно начинать отсчёт  серьёзных космических аварий. В результате столкновения с метеорным потоком параболическое зеркало было оторвано от пассажирского модуля (вагона), и полёт прерван. К счастью, вынужденная посадка обернулась «приводнением» в Ладожском озере. А в целом, трудно не согласиться, что космические яхты наиболее уязвимый вид космического транспорта, который во избежание подобных неудач должен хотя бы хорошо маневрировать. В данном случае вся конструкция выглядела подобно одномачтовому паруснику, причём полотнище оказалось, словно приколочено к реям.

Исходя из ограничения интенсивности световых потоков по мере удаления их от видимых звёзд, основным назначением «парусных» космических яхт становится разновидность космического туризма и спортивные состязания. Гонкам на лёгких космических яхтах посвящён рассказ А. КЛАРКА «Солнечный ветер». На подобных конструкциях парочки молодожёнов отправляются в свадебные или просто в романтические путешествия по ближнему космосу (В. РЫБАКОВов «Пробный шар»).

Особым случаем стало появление  космической яхты прогулочной космической яхты вблизи планеты, явно не принадлежащей к Солнечной системе. В повести П. БУЛЯ «Планета обезьян» персонаж, странствуя в космосе, похоже, обнаруживает альтернативный вариант Земли. Здесь важнее обратить внимание на оригинальность конструкции его транспортного средства со сферическим парусом, регулируемым по объёму. Таким способом изменяется величина светового давления, а с нею и скорость движения.

Преимущество космических яхт заключается в использовании ими даровой энергии. Недостатков же обнаруживается больше. Нет смысла мечтать о безаварийной посадке яхт на планету с плотной атмосферой, равно как и о самостоятельном их взлёте со сколько-нибудь массивного астрономического объекта. Инопланетную космическую яхту, похожую на витую раковину случайно обнаруживают на Земле в рассказе Г. ВАЧНАДЗЕ «Звёздный парус». Удивителен не сам факт обнаружения, а то, что она при посадке яхта не обгорела и не поломалась в земной атмосфере. Конечно, неведомыми чужими технологиями можно объяснить создание самых высокопрочных материалов, но логичнее было бы предположить, что пришельцы избавились от «балласта» перед возвращением домой.

Приоритет изобретения солнечных парусов, как это нередко бывает, может принадлежать и самой Природе, чьим творением стали «солнечники» – существа с  особым метаболизмом, обитающие в открытом космосе. «Солнечники» перемещаются, раскидывая и сворачивая свои естественные «паруса», растущие прямо из тел (А. ПОРДЖЕС «Ценный товар»).

Ничто не может оправдать осуждаемое автором этого рассказа оголтелое истребление  означенных уникальных существ, хотя специалисты в области бионики многое бы отдали за возможность изучить строение и покровные ткани «солнечников». От искусственных аналогов материала для «парусов» требуется сочетание лёгкости, прочности и термостойкости в диапазоне температур от абсолютного нуля до 300 градусов по Цельсию. Пока земная технология может предложить разве что полиэфирную плёнку, на одну сторону которой должен быть напылён тончайший светотталкивающий слой алюминия, а на другую – слой окиси кремния для рассеивания тепла. Надо ли убеждать, что природа в случае с гипотетическим живым существом создала нечто несовершенное. Но человек может наверстать её достижения своим разумом.

Фантазия П. АНДЕРСОНА («Орбита неограниченная», 1961) породила огромнейшие звёздные парусники со световыми парусами площадью в тысячи квадратных миль. Если удастся смонтировать именно такую конструкцию, то она сможет уловить световое давление не только от мощного естественного источника света, но и от луча лазера. Та же идея, задействована В. ШИТИКОМ («Последняя орбита», 1964 ).

В реальности определены условия, при которых частота световой волны совпадает с собственной частотой тела, что создаёт резонанс и увеличивает давление в сотни и в тысячи раз. Это означает, во-первых, замену сотен квадратных метров солнечных парусов на считанные квадратные сантиметры сверхчастотного (СВЧ) паруса, а во-вторых, космические яхты такого образца смогут двигаться «против ветра» не хуже, чем «по ветру».

«…обычно предполагается, что двигать корабль будет давление света, постоянно излучаемого нашим Солнцем. Но у такого аппарата есть существенные недостатки. Например, огромные, в сотни квадратных метров, площади парусов, необходимые для того, чтобы космический корабль развил нужную скорость… Найдены условия, при которых частота волны совпадает с собственной частотой тела, и в результате волна давит на его поверхность с силой в сотни и тысячи раз большей. Оказалось, что существуют резонансы, для которых длина волны соизмерима с размерами препятствия. Сравните: считанные сантиметры или сотни метров полотнищ при старом варианте конструкции. Более того, такой СВЧ-парус (сверхчастотный — Р.М.) обладал бы уникальным свойством — двигаться «против ветра» с таким же успехом, как и «по ветру» («В космос под парусами» // Эврика-85 // М; МГ, 1985, с.20). В романе  Л. НИВЕНА и Дж. ПУРНЕЛЛА «Мошка в зенице Господней» как раз упоминается инопланетный корабль на лазерно-парусной тяге.

Космические яхты становятся основным видом космического транспорта в романе С. ДИЛЭНИ «Нова». Типовой сверхсветовой звездолёт «имеет семь регуляторов потоков энергии аналогичные парусам». Движущие потоки обуславливаются кривизной космического пространства.

В  уходящем в историю 1980-м году вышел в свет сборник фантастики под названием «Солнечный парус», посвящённый тогдашнему десятилетию одноимённой неправительственной организации. Она рассматривает возможность создания кораблей с солнечными двигателями не в отдалённом будущем, а уже в наше время. Среди многих авторов антологии представлены такие известные фантасты как А. КЛАРК, Л. НИВЕН, Д. БРИН, Р. БРЭДБЕРИ, популяризировавшие идею космических яхт. Но «потолок» идеи нереактивного принципа движения космического транспорта приподнялся на более высокий уровень с появлением рассказа Д. КОЛОДАНА «Скрепки», где пришельцы из космоса используют более надёжный «ветер», не солнечный, а эфирный. Именно эфирный ветер приводит в движение космический корабль в виде шара, похожего на осиное гнездо, сплетённого из металлических лент, а также самопроизвольно… упомянутую разновидность канцелярских товаров, имеющую загадочное свойство теряться без следа на 95% от их общего количества…

Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *