Рабовладельческие отношения в фантастических социумах

«Тот, что был с лопатой, длинно и монотонно излагал основы политического устройства прекрасной страны, гражданином которой он являлся. Устройство было необычайно демократичным, ни о каком принуждении граждан не могло быть и речи (он несколько раз с особым ударением это подчеркнул), все были богаты и свободны от забот, и даже самый последний землепашец имел не менее трёх рабов».

А. и Б. СТРУГАЦКИЕ «Понедельник начинается в субботу».

Рабовладение – социально-общественное устройство, при котором не только происходит эксплуатация большинства социума его меньшинством в области трудовых отношений. Рабы лишены практически всех прав, значение личности каждого из них считается равным нулю, как у вещи. Раб – собственность владельца, отчуждённая им от средств производства.

Институт рабства в реальности восходит к периоду патриархально родового строя, когда рабами становились в первую очередь пленники, а затем попавшие в долговую кабалу соплеменники. В США формально конец рабовладению был положен в 1862 году. Для сравнения: отмена крепостничества в России произошла в 1861 году. На деле же декларации постоянно натыкались на существенные препоны. Торговля людьми в мелких масштабах продолжает процветать. Наступило второе десятилетие двадцать первого века, но нет-нет, да и промелькнёт сообщение, что кто-то попадает в самое натуральное рабство! Среди причин  и самые уродливые синдромы и следствия национализма, и насильственная проституция.

Что касается фантастики, рассматриваемая тема вообще  переведена  многими авторами, и нашими, и зарубежными в какую-то виртуально-юмористическую плоскость.

Один из самых парадоксальных случаев, зафиксирован в сказочной советской фантастике: фараон Термос XII  представляет собой рабовладельца и раба в едином лице, поскольку вынужден сооружать себе пирамиду самостоятельно (С. САХАРНОВ «Гак и Буртик в Стране Бездельников»). И это не удивительно. В стране победившего пролетариата не должно быть античному рецидиву рабовладения. Даже продвинутые школьники младших классов знали как себя вести при виде муравьёв-мирмиков, то есть рабовладельцев.

« – Вперёд! На врага! Бей фашистов!…» — это страстный призыв от души (В. МЕДВЕДЕВ «Баранкин, будь человеком!»).

А рецидивы рабовладения возьми, да и появись на постсоветском пространстве! Откуда? Хороший вопрос. Вспомним некоторые национальные окраины СССР,  идеологически  так и не вытянутые из раннего средневековья.  А по двойным стандартам наших забугорных «партнёров», любые преступные действа «повстанцев» отбеливались и оправдывались.

Образ девочки-рабыни Изаури в повести К. БУЛЫЧЁВА «Война с лилипутами» навеян прототипом из бразильского телесериала «Рабыня Изаура»,  некогда потрясшего нашего зрителя не какими-то откровениями, а просто потому, что доселе ему были неведомы ни латиноамериканские, ни прочие  сентиментальные «мыльные оперы». И  этот вид грязи успешно прилег на  массовое «чужебесие». К. БУЛЫЧЁВ писатель ироничный, и он только воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы заодно наподдать по одному из сложившихся в фантастике стереотипов.

По «пророчествам» некоторых фантастов, радужная перспектива  полного исчезновения рабства сдвигается в  неопределённо далёкое будущее даже в «век звездолётов»

В мирах А. АЗИМОВА («Немезида», циклы «Основание» и «Треугольник») земное человечество, так и не избавившись от своих социальных язв и уродств, ухитрилось расселиться по всей Галактике. Появились дочерние цивилизации, где по старинке доминируют экстенсивные факторы развития, от каких давно отказались ещё во времена одинокого существования метрополии. Сильные негодяи по-прежнему давят слабые народы, как вспоминая древнейшие способы угнетения, так и изобретая новые, более изощренные.

Белокурые саркиты держат в полном повиновении черноволосых обитателей планеты Флорина, вынуждая их вкалывать на плантациях монокультуры и прозябать в гетто («Космические течения»). Здесь у Азимова явно прослеживается аллюзия, навеянная ему историей Соединённых Штатов времён, предшествующих гражданской войне северных и южных штатов.

В романе Р. ХАЙНЛАЙНА «Гражданин Галактики» космодромы на других планетах так же запросто соседствуют с невольничьими рынками. Автор, похоже, кивает на очень скверные нравы инопланетян,  коим надо иногда «вправлять мозги». Впрочем, земляне относятся достаточно терпимо к самым экзотическим особенностям чужих цивилизаций, если те не идут вразрез с «жизненными интересами» Земли-по-Хайнлайну.

Вас не удивят вереницы рабов, занимающиеся собирательством в инопланетных пустынях под надзором всего одного субъекта с дубиной? А ведь в этот мир когда-то их предков доставили звездолёты (Г. ГАРРИСОН «Инженер по этике»).  Некие рабократы шныряют по космосу с целями ясно означенными их прозвищем (автор рассказа «Уцелевшая планета» всё тот же ГАРРИСОН)

Не менее удивительная картина предстаёт перед глазами, когда раб ремонтирует серийного робота или звездолёт? Картина нелепая, ибо если есть автомат, который выдаст продукции в тысячу раз больше и лучше, то зачем тогда вообще нужен раб. Умилительно наблюдать, как юный техник-самоучка, а в будущем – джедай Энакин Скайуокер чинит технику, которую невозможно создать в условиях хилой экономики подлинно рабовладельческого социума. А, заполучив оную, уже никак не обойтись без подготовки таких высокообразованных и квалифицированных кадров, которым институт рабовладения нужен не более, чем собаке пятая нога. Но в «Звёздных войнах» Дж. ЛУКАСА куски разных и совершенно чужих цивилизаций ловко подшиваются друг к другу сплошь и рядом. Таковыми ли станут особенности «переходного периода» эпохи взаимопроникновения галактических культур? Мнения по этому вопросу приводятся в статьях данной энциклопедии АБОРИГЕНЫ И ПРИШЕЛЬЦЫ,  ПРОГРЕССОРСТВО, РЕГРЕССОРСТВО.

Нашлось-таки немало ущербных людишек, которые, облюбовали для себя отдалённые уголки космоса с единственной главной целью. «Они окружили себя такими рабами, о которых какой-нибудь римский патриций не мог и мечтать!.. Они сделали из людей машины»— констатирует герой новеллы И. ПРОНИНА «Дети компрачикосов». С помощью генной инженерии  из людей были выведены все «народцы», встречавшиеся  дотоле  лишь в мифологиях и в фэнтэзи.  Гномы (садовники и прислуга по дому), фавны (свиноводы и труженики полей), арахны (мажордомы, знающие своё место), нимфы (идеальные любовницы) и прочие – все они, включая вспыльчивых кентавров (транспортировщики), генетически не способны не подчиняться хозяевам… Впрочем, и для большинства «освободителей»-федератов вчерашние рабы не более чем уроды, «оскорбления бога», с которыми нет смысла особо церемониться.

Условий сохранения рабовладельческих отношений не так уж много: материальная выгода при чахлой экономике, а также безнаказанная возможность паразитировать через насилие или чудовищный обман. Всё это присутствует в новелле Р. Гарсиа-и-Робертсона «По дороге из жёлтого кирпича». Внутри самоизолированного космического поселения смоделирована часть южного (а, стало быть, рабовладельческого) штата Канзас викторианских времён. По сути, здесь размещается подпольная «ферма» по выращиванию рабов. Автор так мастерски трансформирует сюжет сказочной повести Ф. Баума «Мудрец из страны Оз», что сакраментальное: «Не верю!» может и не прозвучать в уме Проницательного Читателя. Ситуация такова, что для «внутреннего потребления» рабов приходится с избытком. Но сколько же нужно продать «живого товара», чтобы на вырученные деньги рабовладелец смог купить, скажем… А впрочем, чего ему пожелать-то? Автомобиль на нейтринной тяге? Компьютер с искусственным интеллектом? Они, чего доброго, будут «смущать умы» окружающих и подорвут устои. Вот разве что амброзии какой-нибудь заполучить. Вдобавок надо ещё найти покупателей, желающих приобрести рабов, и обеспечить поставку товара. Стражи порядка вроде бы не дремлют, судя по присутствию посланного извне агента. Но им оказывается недавно вырванная из лап извращенцев представительница мутантов – карликовых и «вечно юных» жевунов, выведенных генетически специально для услаждения педофилов. Следовательно, мерзости предостаточно и в «свободном мире», далеко за пределами поселения. В чём вообще заключался смысл космической экспансии при столь «дивном» социально-общественном устройстве во всём обжитом пространстве?

Альтернативная история богата на «развилки» во времени, и одна из таковых приходится на период, предшествовавший падению Римской империи в реальности до этого события аналогичной нашей. Альтернативная Римская империя просуществовала ещё несколько веков, а вместе с нею сохранилось и классическое рабство (С. Макдугал «Граждане Рима»). Но взамен продолжения «цветущей античности» на теле альтернативно социума образовался  такой уродливый нарост, по сравнению с которым «мрачное средневековье» кое в чём выглядит просто привлекательно.

Что касается уровня антиинтеллектуализма при рабовладении, то нам, конечно, известны имена великих философов и деятелей культуры античности.  Однако это были свободные граждане, которых  в принципе могли и сослать, и сделать рабами. Но дать соответствующее образование и воспитание сама по себе среда рабов никому не могла. А если и элита «не блещет», как это происходит в силу природных условий в рассказе И. Росохватского «Кто умеет считать больше трёх – раб!», то общий уровень дикого невежества застынет на делении близком к нулевой отметке. Такой социум должен либо погибнуть, либо подвергнуться кардинальным метаморфозам.

Участь рабов уготована роботам: «Солнце сверкало на белых тюрбанах чёрных роботов, которые грустно и заунывно выводили старую невольничью песню: «Где пропадал ты, чёрный барашек?» (С. ЛЕМ «Кибериада»).

«Шофер пошарил за пластиковой доской и вытащил тонкую пластиковую брошюрку. Он протянул её Джону и тот быстро прочёл заглавие: «Роботы – рабы экономической системы. Автор Филпогт-Азимов второй» (Г. ГАРРИСОН «Безработный робот»).

Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Масленников Роман

    В романе Э. Р. БЕРРОУЗА «Марсианские шахматы» существует раса калданов — сухих интеллектуалов. Внешне они похожи на гигантские головы с паучьими лапами. Поскольку калданы состоят из одного мозга, и почти не способны передвигаться, они вывели особую породу домашних животных: это бывшие люди-рабы, у которых удалена голова. Симбиоз раба и рабовладельца!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *