«Космическая одиссея 2010» — ответ на загадки Кубрика

"Космическая одиссея 2010" - ответ на загадки Кубрика

Питер Хайамс сродни Джону Карпентеру. Их относят к режиссёрам, очарованным фильмами «второго класса», но весь парадокс в том, что подобно «Побегу из Нью-Йорка» Карпентера, Хайамс сумел сделать несколько культовых картин, таких как «Патруль времени», «Оставайтесь с нами», подняв в неказистом на первый взгляд кино серьёзные вопросы.

«Космическая одиссея 2010» не смогла бы сравниваться по размаху с «Космической одиссеей 2001» Кубрика, но и цели такой не было. Хотя, как мне показалось, продолжение культового фильма получилось не лучше и не хуже, оно – другое и очень хорошее.

«Космическая одиссея 2010», с одной стороны, отвечает на вопросы, которые остались после просмотра фильма Кубрика, с другой – задает новые, ответы, на которые можно получить, если прочесть продолжение знаменитой дилогии, написанное намного позже первой и второй части.

Вообще, хороший фильм должен быть своего рода загадкой, головоломкой для зрителя. Его сюжет должен быть закручен так, чтобы держать в напряжении и в то же время давать намёки, чтобы зритель сам шаг за шагом, как в играх головоломках мог открывать для себя секреты сюжета. Это не обязательно должен быть детектив. Зачастую именно фантастика заставляет не только включить воображение, но и задуматься над многими сложными проблемами.

Для съёмок фильма были приглашены актёры с русскими корнями, русскоговорящие и даже знаменитый советский артист – Савелий Крамаров, известный у нас как актёр комедийного жанра, в Штатах снимавшийся и в таких серьёзных картинах.

"Космическая одиссея 2010" - ответ на загадки Кубрика - Крамаров

«Космическая одиссея 2010» отразила один из основных посылов книги. А. Кларк писал свои произведения в эпоху бурного роста научной фантастики, который совпал с послевоенным периодом и периодом «холодной войны». Фильм же был снят в 1984 году. До перестройки не так далеко, но отношения со Штатами натянутые.

Если первый фильм касался экзистенциальных и философских моментов, то «Космическая одиссея 2010» сделала упор на красивую картинку, а так же на политическую подоплёку.

Авторы картины сумели создать адекватный образ и американцев, и русских. Русские не выглядят комично, они не ходят в шапках-ушанках, не пьют водку. Это такие же учёные и астронавты, как и их американские коллеги, у них много общего. Создатели фильма «Космическая одиссея 2010» сумели донести ощущение родства, понимания, что все мы люди.

«Космическая одиссея 2010» и политическая дилемма

Радует то, что американское общество, хоть и было пропитано страхом перед коммунистами, всё же оставалось более свободным, в плане цензуры. Мир не услышал об американских ГУЛАГАх, хотя ФБР преследовало левых активистов, однако те могли, несмотря на прессинг всесильного бюро работать, высказывать свою позицию, печататься в независимых изданиях (по одной из версии из-за того, что Брэдбери не служил в армии, а некоторые его рассказы намекали на левые взгляды, Ханлайн невзлюбил, тогда ещё начинающего писателя).

Именно эта свобода дала возможность критиковать американским авторам устройство своего общества, англичанам своего. Кларк не оказался исключением, но его критика не была такой мелочной, пропитанной коммунизмом или антикоммунизмом. «Космическая одиссея 2010» тоже ушла далеко от пропаганды.

В фильме очень хорошо продемонстрировано насколько политики далеки от реалий. Каждый политик старается удержать пресловутый status quo, в то время как мир рвётся вперёд, развивается общество. Подрастает новое поколение.

Казалось бы, человечество, выйдя из саван и прерий на космические просторы, всё так же выглядит питекантропом, воюющим с другими приматами за место у пруда. Только средства борьбы поменялись.

Искусственный интеллект, приносящий себя в жертву

Понимая, что политики не дадут возможности нормально жить и общаться, нормально узнать причины провала миссии к Юпитеру, учёные договариваются между собой, вначале в лице советского астронома и американского астронавта, а затем, в лице космонавтов на корабле «Леонов».

Вторая часть раскрывает нам причину бунта HAL 9000. И, как я уже писал в рецензии на первый фильм, всему виной не ИИ, не машина, всему виной интрижки, боязнь и перестраховки, которые и погубили экипаж.

В конце фильма мы видим, что ИИ, получив правдивый ответ, по сути, приносит себя в жертву.

Весь парадокс в том, что первый фильм о миссии на Юпитер зародил образ того самого хладнокровного убийцы в лице ИИ, но мало кто помнит как он повёл себя в продолжении.

"Космическая одиссея 2010" - ответ на загадки Кубрика

«Космическая одиссея 2010» как пропаганда гуманизма и здравого ума

«Космическая одиссея 2010» — пропаганда здравого смысла. Не обошлось здесь без доли «божественного», в лице вмешательства в политический конфликт пришельцев.

Все мы помним эту фразу – должно что-то произойти, что-то прекрасное.

Прекрасное!

Чёрт возьми, фильм о загадочном внеземном разуме, гибели, при столкновении с их артефактом, но космос не грозит нам бедой. Разум на то и разум, чтобы быть прекрасным, не лишённым недостатков, но прекрасным творением миллиардов лет эволюции.

«Космическая одиссея 2010» немного расходится с книгой, но не так существенно, как первый фильм, снятый Кубриком.

Кино вышло очень интересным и захватывающим. Эффекты смотрятся так же свежо и естественно, как и в первом фильме. Когда смотришь «Космическая одиссея 2010», то начинает казаться, что это кино, по меньшей мере, 90-х, но даже перед ними, картина выигрывает. Да и вообще, в плане визуальных эффектов Голливуд, конечно же, не имеет себе равных.

Даже как-то жаль, что «Космическая одиссея 2010» редко упоминается в списках картин, обязательных к просмотру. Вторая часть не уступает шедевру Кубрика. Она другая, но она не хуже, она многое доводит до логического конца.

Очень рекомендую посмотреть, желательно сразу после просмотра первой одиссеи.

Фото аватара

Об авторе so_kir_kin

Победитель международного конкурса фантастики "ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО", призер литературного конкурса МВД России "Доброе слово", номинант на премию "Писатель года", "Наследие", лауреат конкурса «МОСТ В БУДУЩЕЕ–2014», печатаюсь в литературно-художественных журналах, в том числе Петербургском журнале "Мост", "Российская литература", "Дао журнал". Философ с большой дороги.
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.